В пространстве смеха недавно Берта литературными анекдотами Хармса затронула тему Юмора Абсурда и Театра Абсурда. И мне вспонимлся, по-настящему, шедевральный в этом направлении, Театр Абсурда, фильм под названием "Розенкранц и Гильденштерн мертвы". Розенкранц и Гильденштерн - это второстепенные, эпизодические герои пьесы Шекспира "Гамлет". Но в фильме они становятся главными героями и мы смотрим на происходящее в "Гамлете" с их глазами. На своем пути они встречают бродячих актеров. Директор труппы рассказывает, что может им предложить театр как представление о жизни. Выбор разнообразен, в том числе и самим поучаствовать в представлении. Присоединившись к труппе Р. и Г. попадают в замок Эльсинор, где перед их глазами разворачивается действо "Гамлета" (не на сцене, а в реальной действительности) и они волей-неволей становятся участниками происходящего. Плюс в какой-то момент, Гамлет заказывает директору театра представление о его, принца, жизни. И появляется второй план, театральное отражени происходящего. Фильм наполнен всякими абсурдными штучками, поворотами, и философскими размышлениями о том, что же такое наша жизнь, насколько реально происходящее с нами.
Один из наиболее ярких фрагментов в фильме "Игра в вопросы":
Тот же фрагмент в переводе И. Бродского из одноименной пьесы Тома Стоппарда, по которой и снят фильм
Розенкранц (у рампы). – Смешно. (Оборачивается.) Чувствую себя точно зритель – скверное дело. Это выносимо, только ежели свято веришь, что сию минуту явится кто-нибудь, кто тебя заинтересует...
Гильденстерн – Видишь кого-нибудь?
Розенкранц – Нет, а ты?
Гильденстерн – Тоже. (Двигаясь к рампе.) Это довольно изощренная пытка, когда тебя заводят, а куда пустят, не говорят... (Пауза.) У нас нет практики.
Розенкранц – Может, поиграем в вопросы?
Гильденстерн – А что это даст?
Розенкранц – Практику!
Гильденстерн – Не вопрос! Один – ноль.
Розенкранц – Свинство.
Гильденстерн – Почему?
Розенкранц – Я же еще не начал.
Гильденстерн – Не вопрос. Два – ноль.
Розенкранц – А это считается?
Гильденстерн – Что?
Розенкранц – Это считается?
Гильденстерн – Очко. За повторение. Три – ноль. Кон.
Розенкранц – Раз так, я не играю.
Гильденстерн – Чья очередь?
Розенкранц – А?
Гильденстерн – Очко. Не акай. Ноль – один.
Розенкранц – Кто теперь?
Гильденстерн – Почему?
Розенкранц – Почему нет?
Гильденстерн – Зачем?
Розенкранц – Очко. Без синонимов! Один – один.
Гильденстерн – Что, во имя неба, происходит?
Розенкранц – Очко. Без риторики! Два – один.
Гильденстерн – И чем все это кончится?
Розенкранц – Не догадываешься?
Гильденстерн – Это ты меня спрашиваешь?
Розенкранц – А тут есть другие?
Гильденстерн – Кто?
Розенкранц – Откуда мне знать?
Гильденстерн – Зачем же спрашиваешь?
Розенкранц – Ты это серьезно?
Гильденстерн – А это не риторический вопрос?
Розенкранц – Нет.
Гильденстерн – Не вопрос. Два – два. Поровну.
Розенкранц – Что это с тобой нынче?
Гильденстерн – Когда?
Розенкранц – Что?
Гильденстерн – Да ты не оглох ли?
Розенкранц – Не сдох ли?
Гильденстерн – Да или нет?
Розенкранц – А разве есть выбор?
Гильденстерн – А Бог есть?
Розенкранц – Очко. Не трепли всуе. Три – два. Кон.
Гильденстерн (серьезно). – Как твое имя?
Розенкранц – А твое?
Гильденстерн – Я первый спросил.
Розенкранц – Не вопрос. Один – ноль.
Гильденстерн – Как тебя называют дома?
Розенкранц – А тебя?
Гильденстерн – Когда я дома?
Розенкранц – Дома тебя зовут по-другому?
Гильденстерн – Где – дома?
Розенкранц – У тебя нет дома?
Гильденстерн – Почему ты спрашиваешь?
Розенкранц – К чему ты клонишь?
Гильденстерн (с нажимом). – Как тебя зовут?
Розенкранц – Уже было. Два – ноль. В мою пользу.
Гильденстерн (глядя на него с яростью). – КЕМ ТЫ СЕБЯ ВООБРАЖАЕШЬ?!
Розенкранц – Риторика. Я выиграл.
такая тишина и кажется светится начинает и слышится послушное такое твоим рукам и сердцу и дыханью твоим предчувствиям и твоему желанью какое-то иное проявленье тебя же самого и твоего желанья звук иного