"привычные нам имена ангелов и архангелов" - это традиции более нью-эйджевские...хотя ряд имен идет из Ветхого и Нового Заветов.
Хочу расширить восприятие этих Сущностей через знакомство с Деревом Жизни, а не только через традиционное представление их, даваемое в современных книгах ...
одна из статей на эту тему
http://svitk.ru/004_book_book/7b/1785_e ... a_brii.php"АРХАНГЕЛЫ
В обычных таблицах эти духовные сущности называются «ангелами», но выполняют функции архангелов по отношению вышестоящим божественным силам и нижестоящим хорам ангелов. Кроме того, большинство их имен общеизвестны именно как архангельские. Историческое деление на «ангелов» и «архангелов» до самых недавних времен оставалось слишком нечетким. Мы будем рассматривать все эти сущности как архангелов.
Каждой из десяти сефирот поставлен в соответствие один определенный архангел (в отличие от ситуации с божественными именами).
Кетер יהואלЙехоэлъ.
Это имя образовано при помощи детерминатива אל, добавленного к Триграмматону Йод Хе Bay. В результате получено имя необыкновенного величия, мощи и красоты. Буквальный перевод мы предложить не осмелимся, но основная идея здесь — в проявлении силы священного имени посредством ангела или архангела. В «Апокалипсисе Авраама» этот ангел говорит: «Меня называют Йехоэль... во мне сила невыразимого имени».
Согласно «Сефер Йецире», шестью перестановками этого Триграмматона, יהו, Бог запечатлел шесть направлений и создал мироздание в том виде, в каком мы его знаем.
Числовое значение слова «Йехоэль» равно 52, и это число обладает многими важными значениями. Это архангельское имя основано на формуле Отец-Мать-Сын, и важнее всего, возможно, то, что 52 — это בן, «бен», «сын»; это אימא «айма», «мать»; и это же יןךההןןהה, простейший способ написания Тетраграмматона (представляющего Отца) в полной форме.
И крайне важно то, что, согласно Густаву Дэвидсону, архангельское имя Йехоэль — это одно из имен Метатрона! Метатрон — это архангел, соотносимый с Кетер в Асии; а в схеме Брии, как будет показано ниже, под различными именами и в разных проявлениях он соотносится со Срединным Столпом (по крайней мере, с большей его частью).
Хокма ךפאלРафаэль («Целитель Бога»).
Рафаэль — это один из трех великих архангелов, в обязанности которых традиционно входит надзор над человечеством. Легенды о нем разнообразны и многочисленны, так же как и приписываемые ему свойства и атрибуты. В частности, это единственный из архангелов, которому посвящена отдельная книга Библии (католической).
Его имя означает «целитель Бога». Целительство — это восстановление целого. Рафаэля, наряду с богами-целителями (большинство из которых также и боги Солнца) в пантеонах различных народов, мы более привыкли отождествлять в мире Асия с сефирой Тиферет и с Солнцем. Даже если не иметь в виду ассоциацию с Тиферет, Рафаэль традиционно рассматривается как правитель Солнца; связь с солнцем прослеживается и в более раннем его имени, Лабиэль, что значит «Сердце Бога».
Более того, Рафаэля можно воспринимать как олицетворение некоего единства «Солнце-Меркурий», так как ангел (не архангел!) по имени Рафаэль (Рафаил) — это ангел планеты Меркурий. Это одна из многочисленных связей между солнечными и меркурианскими атрибутами.
Можно сказать, что образ Рафаэля как архангела Хокмы в Брии имеет нечто общее с египетским богом мудрости и магики Тотом и хорошо сочетается с солярно-фаллическими характеристиками Хокмы.
Прямым следствием ассоциации Рафаэля с Хокмой в Брии является то, что в некоторых классических каббалистических текстах он называется главой ангельского чина Офаним. Альтернативное имя начальника над Офаним — Офаниэль. Это явно категориальное имя, обозначающее главу ангелов Хокмы. Тем не менее вокруг имени Офаниэль развилась самостоятельная традиция.
Дэвидсон, например, цитирует 3-ю Книгу Еноха, изображающего этого архангела с шестнадцатью лицами, сотней пар крыльев и 8 466 глазами. Однако в данном контексте мы считаем более уместным рассматривать имя «Офаниэль» как одно из имен Рафаэля. Для обозначения Рафаэля в его функции предводителя Офаним можно использовать имя Рафаэль-Офаниэль.
Бина כרוביאל Керубиэлъ (Предводитель Керубим).
Это всего лишь обозначение архангела, поставленного во главе Керубим (херувимов), природа которых будет объяснена ниже.
По поводу же магического использования подобных имен можно привести один пример из моей практики. Когда автор данной статьи начал серьезно работать с иерархией Брии, один из первых экспериментов касался Керубиэля.
Я вызвал этого архангела посредством божественного имени «Эль» (которое относится ко всем трем Высшим сефирам) и исполнил Ритуал Гексаграммы Бины; в результате я испытал видение, в ходе которого встретился с образом Керубиэля.
Основные черты этого огромного и величественного образа были таковы: фигура неопределенного рода, но более женственная по облику, облаченная в мерцающие одежды малинового цвета (который был интерпретирован как цвет Бины в гамме Короля); вокруг головы — яркий солнечный диск, пылающий во всем обнаженном великолепии близкой звезды в открытом космосе; на уровне плеч чуть ниже горла — узкий и длинный серебристо-белый полумесяц, обращенный рогами вверх.
В то время я его интерпретировал как символ единения и равновесия Солнца и Луны, четко соотносящийся с темой Бины. Все это я занес в дневник.
Несколько дней спустя, подбирая материал для данной статьи в «Словаре ангелов» Густава Дэвидсона, я с удивлением обнаружил цитату из 3-й Книги Еноха, в которой тело Керубиэля описывалось как: «исполненное горящих углей... венец святости на его главе... и лук Шехины между его плечами».
Даже самому искушенному магу в случае такого подтверждения, скорее всего, придется выдержать битву с демоном Гордости, призвав на помощь от всего сердца ангелов Чуда и Удивления. Но чудеса на этом не закончились; обратившись к традиционному описанию, я прочел, что Керубиэль очень напоминает традиционный образ Аймы Элохим, Великой Матери в Бине, основные черты которой — лук Луны, свечение тела и венец на голове.
Вот почему я без труда отождествил именно этого архангела с сефирой Бина.
Хесед צרקיאל Цадкиэль («Праведность Бога»).
«Цедек» — это также еврейское наименование планеты Юпитер; следовательно, это имя можно перевести как и «ангел Юпитера». Поскольку Цадкиэль (Задкиэль) — привычное имя архангела Хесед в Асии, то ничего существенно нового по поводу этого известного вестника благоволения, милости и величия мы здесь не добавим.
Гебура הרשיש Таршиш («Драгоценный камень», Предводитель Таршишим).
Как явствует из самого имени, этот архангел управляет хором ангелов Таршишим, которых мы опишем ниже. Большую часть описания этого имени мы также оставим на потом.
Имя «Таршиш» не следует путать с именем «Тарсис», которое носит управителей элемента Воды.
Из-за сходства имен многие авторы пытались соотнести слово «Таршиш» с морем.
На самом деле (как более подробно будет объяснено позже) это слово обозначает некую разновидность драгоценных камней, возможно золотистого или блестяще-желтого цвета.
Автор данной статьи видел этого архангела, явившегося в ярком облачении цвета топаза или лучистого янтаря, что субъективно подтверждает такое толкование, несмотря на то, что с обычными формальными соответствиями Гебуры оно, на первый взгляд, не согласуется.
Действительно, золотистый или желтый цвет обычно ассоциируется с Тиферет и Солнцем. Но к Гебуре он также имеет некоторое отношение.
По существу, степень Старшего Адепта (6=5) дополняет и завершает степень Младшего Адепта (5=6).
Как сказано в книге «Зогар» (и повторяется в ритуале степени Практика), в Гебуре есть золото; кроме того, красный цвет, чаще всего ассоциирующийся с Марсом, является геральдическим соответствием золотого. И само слово «Гебура» дает число 216 или 63 — «твердость» (материальность) света. (Возможно и более простое объяснение, основанное на обычной технике формирования телесматических образов: не исключено, что наблюдаемые красные одежды Таршиша — это не что иное, как отражение буквы Реш, второй буквы этого имени архангела.)
Тиферет מטטרון Метатрон («У Твоего Трона») или Хасмаэль (Предводитель Хасмалим).
Ранее уже говорилось, что Йехоэль, имя архангела Кетер в Брии, представляет собой одно из имен Метатрона. Теперь же, во второй сефире Срединного Столпа, мы находим собственно Метатрона.
Очевидно, что Метатрон — это не еврейское имя, хотя каббалисты приводят его в ивритизированной форме. Согласно давно признанному предположению Уильяма Грея, оно, скорее всего, имеет греческое происхождение и восходит к фразе μέτά τον θρονον, что значит «у трона», характеризующей этого архангела в описательной форме. Кроме того «Трон» («Престол») — это отличительный атрибут мира Брия вообще.
С какой бы сефирой ни соотносился Метатрон — с Кетер ли (в Асии и Брии) или с Тиферет, — к нему в любом случае традиционно относятся с величайшим почтением. Как и других великих архангелов, его окружает множество легенд; он обладает множеством характерных черт и множеством имен. И почти во всех них можно различить аспекты Тиферет.
Обширная статья в словаре Дэвидсона содержит много информации об этом архангеле. Метатрона называют «Царем ангелов», «Князем божественного лика (или присутствия)», «Небесным Советником», «Ангелом Завета», «Главой ангелов-служителей» и даже «Малым Тетраграмматоном».
На него возложена ответственность по оказанию помощи человечеству. Особенно ярко свойства Тиферет проявляются в том, что Метатрона называют посредником, связующим звеном между человечеством и Божественным.
Говорят, что при вызове он появляется в виде «огненного столпа, и лицо его ослепительней солнца». Этот «столп» вполне можно трактовать и как Срединный Столп самого Древа Жизни, и как его микрокосмический аспект — Сушумну.
Кроме того, Тиферет в Брии присвоено имя Хасмаэль.
Оно обозначает ангела, стоящего во главе ангельского хора Хасмалим. Как и в случае с Офаниэлем, Хасмаэль — это, скорее, не личное имя, а название должности. Между прочим, Луис Гинзберг в «Легендах евреев» утверждает, что Хасмаэль «окружает трон Бога», поэтому имя Метатрон могло возникнуть и как перевод этой фразы. Еще заметим, что Хасмаэль, как и Метатрон, исторически отождествлялся с ослепительным пожирающим огнем; прозвище «огнедышащий ангел» напоминает об одной из кульминационных строк в Ритуале Нерожденного: «Я — это Он, чьи уста пламенеют вечно!»
Нецах וסיאל Усиэль («Блеск Бога»). Точно перевести это слово и проследить его этимологию довольно трудно. В иврите почти нет слов, начинающихся с буквы Bay, и ни одно из исключений не дает ключа для понимания этого имени ангела. Ни к чему не приводит и предположение о том, что начальное ו — это союз.
Однако сам по себе этот ангел достаточно известен. Усиэль, или Узиэль, на протяжении веков появляется в различных каббалистических трудах; особенно часто — в «Масекет Ацилут», где он называется предводителем Мелаким, что подтверждает соотнесение его с Нецах в Брии.
Но что же означает это имя?
Я подозреваю, что וסי — это префикс, сокращенная форма некоего скрытого корня — такого, например, как ציה («ция»). Данный корень в иврите не используется, но в родственных языках он означает «солнечный, сухой». В иврите существует форма צהה «цаха», что значит «быть белым, сияющим»; отсюда и происходит такое значение, как «быть солнечным, освещенным, иссушенным солнцем» и т. д.
По отношению к Нецах это достаточно интересное значение, так как собственное имя планеты Венера в иврите и других древних языках означает «светящая, сияющая, горящая» и т. д.
Тип Разума, ассоциируемый с «Венерой как Далет» в «Тридцати двух путях мудрости», — это Светоносный Разум (Сехелъ Меир), «ибо именно сущность этого сияющего пламени есть наставник в Тайных Основаниях Святости».
Но еще интереснее то, что צהה — это тот же корень, что и в слове «Сион» (более точно — «Цион»). Географическое название «Цион» в буквальном переводе означает «солнечное место» — южный холм Иерусалима. Это имя собственное стало отождествляться с самим Иерусалимом и с совершенным «Святым Градом» или тем идеальным состоянием, к которому стремится человечество. (На латыни численное значение слова Hierosolyma равно 124, как и словосочетания Magnus Opus — «Великое Делание». В иврите число слова ירושלים равно 596, как и слова «Шекина» в полном написании и полного написания слов «Алеф, Бет, Гимель», имен трех путей, по которому в конечном итоге веб возвращаются к Венцу.)
«Цион», численно равный 156, эквивалентен имени «Бабалон» и, следовательно, тесно связан с Венерой и Нецах. Здесь отражено много идей Бины, включая и то, что божественное имя Нецах в мире Брия — Элохим.
Поэтому я сильно подозреваю, что имя Усиэль образовано от древнего еврейского корня со значением «быть белым, солнечным, освещенным» и т. п. Мы предлагаем заманчивое толкование «Блеск Бога» или «Сияние Бога». Это ангельское имя следует понимать как связанное со всеми сияющими, огненными, страстными, жизнеутверждающими, исполняющими аспектами божества, такими, как Венера, Элохим, Шекина, Бабалон и т. д.
Ходהפניאל Хофниэль («Поворот к Богу»). «Liber 777» передает это имя как הסניאל, то есть приблизительно как «Хосаниэль». Это неверно. Как в «Масекет Ацилут» так и в «Верит Менуха» это имя передается как «Хофниэль», имя предводителя Бени Элохим.
Мы перевели это слово как «Поворот к Богу».
Несколько слов, начинающихся с הפנ, имеют общее значение «поворота», в том числе и «хифна» ( ה הפנ), «направлять, поворачивать»; «хафнайя» ( י ה הפנ), «поворот»; и «хафнама» ( מ ה הפנ) «заворачивание вовнутрь». Второе из этих слов почти точно соответствует рассматриваемому имени, только здесь окончание יה вместо אל. По всей видимости, корень здесь פכה, «по-ворачивать(-ся)», который, согласно Генезиусу, всегда непереходный. То есть это скорее означает «поворачиваться, обращаться», а не «поворачивать что-либо».
Йесод י
הואל Йехоэлъ или זפכיאל Зефаниэль. Именем «Йехоэль» обозначается также и архангел Кетер.
Как мы видели ранее, основные характеристики этого имени таковы: 1) оно образовано от Триграмматона, и 2) это одно из имен Метатрона. Метатрон — это архангел Тиферет в Брии. Таким образом, один и тот же великий архангел, в различных своих аспектах ассоциируется со всеми сефирот Срединного Столпа. (Далее мы увидим, что он связан и с Малькут.)
Чтобы разъяснить характерные качества этого архангела более подробно, следует обратиться к описанию ангельских имен Кетер и Тиферет.
Что касается именно Йесод, то, согласно традиции, Йехоэль сдерживает Левиафана. В этом заключен глубокий символизм, допускающий, по меньшей мере, четыре уровня интерпретации.
Во-первых, Левиафан (буквально «змей изгибающийся») — это один из четырех Князей Тьмы, воплощенный в форме змея. Поэтому удерживать Левиафана — это значит контролировать энергии Нефеш, ассоциируемые с Йесод.
Во-вторых, «змей изгибающийся» может означать и «свернувшийся кольцами змей», то есть Кундалини.
В-третьих, число слова «Левиафан», равно 496, точно так же как и слова «Малькут»; представление о том, что архангел Йесод сдерживает природу Малькут, дает богатую пищу для размышлений.
В-четвертых, число 496 — это сумма чисел от 1 до 31, то есть полное расширение, или проявление, имени «Эль», божественного имени трех высших сефирот в Брии (в том числе и сефиры Кетер, архангелом которой является Йехоэль).
Под «удерживанием» этих сил имеется в виду то, что сознание, представленное Йехоэлем, удерживает изначальный божественный импульс (фундаментальную Волю) в соответствии с его истинной природой, в то же время приспосабливая ее к трудным условиям Малькут.
На эту же функцию указывает ассоциация Йесод с «Очищающим Разумом», который «...очищает сущность сефирот. Он испытывает и исправляет форму их проявлений и без уменьшения и раздробления распределяет между ними единство, согласно коему они устроены».
Согласно «Масекет Ацилут», архангел Йесод и глава его ангелов носит имя Зефаниэль («Берит Менуха» передает его как «Зефания»).
Мне не удалось найти перевод этого слова, хотя, по всей видимости, оно произошло от корня ПЗГ, «зафа», который обозначает «цветение» или «истечение». Число слова «Зефаниэль» равно 178, как и число «Офаниэль»; его можно интерпретировать согласно этому численному значению.
Малькут מיכאל Михаэль («Кто как Бог») — это один из величайших архангелов и один из трех, особенно тесно связанных с человечеством.
Как и с Рафаэлем, Габриэлем и другими равными ему по значимости архангелами, с Михаэлем связаны многочисленные легенды. Имеются различные варианты имени; ему приписываются различные качества и характерные особенности, перечислить которые в рамках данной статьи невозможно.
Особенный интерес в нашем случае представляет предположение о том, что Михаэль — это низшая форма Метатрона.
Скорее всего, перед нами метафора просветления и самореализации, достигаемых в Тиферет — сефире, которая в ходе дальнейшей эволюции возвышается до очищенной самости Кетер. Если принимать ее всерьез, то оказывается, что все архангелы Срединного Столпа в Брии являются формами Метатрона, «Князя божественного присутствия».
С ранних времен Михаэля почитали почти как бога.
Его можно сравнить с Прометеем, так как он считался учителем, защитником и опекуном человечества, его покровителем, хранителем и кормильцем. Как и Прометей, он традиционно связан с силами огня и Солнца, символами величайших даров Небес.
Кроме того, Михаэль — воин и «Князь Света»; после легендарного «падения» Сатаны он перенял титул «Наместник Небес». В Асии это архангел Ход и предводитель Элохим Цабаот, «небесного воинства»; нет причин сомневаться, что эти же характеристики он сохраняет и в Брии.
Короче говоря, Адепт без труда должен признать, что Михаэль в данном случае находится на своем месте. Кроме того, «Кто как Бог» — это обозначение совершенного посланника Ях-Адонаи, а предводитель небесного воинства — это подходящий титул для наместника божественного имени Малькут, которое, как мы уже узнали, воплощает природу планеты Марс.