Перинатальный опыт как фактор психического здоровья и социальной адаптации
Перинатальная психология на сегодняшний день занимает одно из важнейших мест в современной психологической науке. Среди ученых возрастает интерес к проблеме влияния перинатального опыта на психическое здоровье человека. Исследования А.С.Батуева, Н.И.Боровиковой, А.И.Брусиловской, И.В.Добрякова, А.И.Захарова, Н.П.Коваленко, Т.И.Комиссаренко, М.Е.Комовой, Н.В.Малютиной, Ж.В.Цареградской, Д.Чемберлена и других ученых указывают на огромное значение внутриутробного периода жизни на становление человеческой психики.
Не так давно наука была убеждена в том, что плод в матке глух и нем, ничего не чувствует, не понимает, не обладает памятью и не проявляет никаких признаков психической и эмоциональной жизни. Ученые считали, что мозг новорожденного младенца примитивен, слабо развит, следовательно, не способен к мышлению и памяти [12].
Б.Уайт, ученик Ж.Пиаже, утверждал, что новорожденные беспомощны, не умеют думать, использовать язык, общаться с другим человеком и даже осознанно двигаться. Он считал, что в течение первых недель жизни младенец не заинтересован ни в одном из аспектов окружающего его мира, безразличен к отсутствию матери рядом.
Один из первых исследователей плода – У.Лайли (1972) запечатлел в видеофильме движения плода на 26-ой неделе беременности, который менял положения тела в ответ на различные движения матери, избегал любого давления на матку, перемещался из одной части матки в другую, вращаясь с помощью головы, плеч, поясничного отдела, стоп и ног.
У.Лайли показал, как в каждом таком движении проявляется превосходнейшая координация мозга и тела неродившегося младенца.
Одним из первых, кто привлек внимание международной общественности к тому, что представляет собой рождение с точки зрения младенца, был французский акушер Фредерик Лебое (1975). Он высказал точку зрения о том, что новорожденные – осведомленные и чувствительные существа, приводя в доказательство тому внутриматочные фотографии Л.Нильсона (1966).
Интерес к периоду внутриутробного развития возрос, младенцы исследовались учеными внутри матки и вне ее с помощью фото- и видеокамер, что позволило проводить анализ вплоть до миллисекунд.
Результаты показали, что дети, находящиеся в утробе матери, собирают информацию постоянно и одновременно обучаются на своем опыте. Период жизни до рождения оказался хорошо описанным. С помощью электронного микроскопа, волоконной оптики и специальных линз, ультразвукового изображения, других приборов и лабораторных методов ученые получили многоплановую картину физического развития ребенка до рождения. Эти открытия расширили понимание младенца и многих его способностей.
Неврологи описали последовательность развития центральной нервной системы. Исследования показали, что чувство вкуса начинает проявляться с 14-ой недели от момента зачатия, слух – приблизительно с 20-ой недели. Начиная с 8-ми недель беременности, при поглаживании щек младенца тонким волоском обнаруживается осязательная чувствительность.
Такие изменения мимики, как умение скашивать глаза, насмешливо улыбаться, были обнаружены и сфотографированы уже на 14-ой неделе после зачатия. Надутые губы, хмурый взгляд, напряжение мышц вокруг глаз, ассоциируемые с плачем ребенка зафиксированы на 6-ом месяце беременности.
Генитальная область реагирует на похлопывание на 10-ой неделе, ладони – на 11-ой неделе, подошвы ног – на 12-ой неделе после зачатия. В течение беременности все органы чувств развиты, что позволяет новорожденному ощущать запахи так же, как любому взрослому. Подобное развитие касается и органов зрения, что было обнаружено во время многочисленных экспериментов [2; 3; 12].
Кора головного мозга неродившегося ребенка является объектом интенсивных исследований, стремящихся установить момент завершения ее формирования и готовности к работе. О сформированности коры мозга ученые судят по наличию дендритов и дендритных отростков, которые получают информацию от всех частей тела. С помощью электронного микроскопа исследователи обнаружили, что дендриты и их отростки формируются между 20-ой и 28-ой неделями беременности.
Таким образом, вегетативные центры младенца как до, так и после рождения, продолжают прирастать в количестве и усложняться. Дальнейшим доказательством функционирования коры головного мозга младенца является измерение волн ее электрической активности, которые показывают, что не позднее 17-ой недели беременности мозг отвечает на зрительную, осязательную и слуховую стимуляцию. Это подтверждает, что младенец уже в матке способен реагировать на происходящее.
Самым важным в вопросе осведомленности неродившегося ребенка является открытие плотных гроздьев нейропептидных рецепторов в основании мозга. К.Перт полагает, что столь большое их количество делает основание мозга частью лимбической системы, которая изначально затрагивает эмоции и память.
Поскольку основание мозга является одной из наиболее рано развивающихся его частей, это открытие выдвигает новые доказательства наличия памяти у младенцев в первом триместре беременности. Таким образом, у младенцев еще до рождения существуют благоприятные условия для хранения и обмена большим объемом информации. Поэтому дети могут понимать, осознавать и запоминать те события, которые происходят с ними в матке и при рождении.
Такие выдающиеся ученые, как О.Ранк (1924), Н.Фодор (1949), Л.Рон (1950), А.Янов (1970), С.Гроф (1975), С.Рэй (1985) работали с памятью и травмой рождения. Своими исследованиями они доказали, что у человека сохраняется бессознательная память о биологическом рождении, которая в дальнейшем определяет его физическое и психическое здоровье, стиль поведения, характер психоэмоциональных реакций и отношение к окружающему миру.
Многочисленные исследования С.Грофа [6] показали, что события до рождения, рождения и первых недель жизни запечатляются в памяти человека с фотографической точностью. Момент рождения не проходит бесследно для ребенка, он дает мощный толчок к саморазвитию, что провоцирует расширение возможностей сознания человека и увеличение в дальнейшем его жизненного потенциала.
Ученый рассматривает процесс родов как ключевой в формировании психики и сознания человека. Бессознательная память о событиях рождения составляет перинатальный уровень и существует в виде отдельных блоков информации, которые формируются на разных этапах родов, – четырех базовых перинатальных матриц (БМП).
Первая базовая перинатальная матрица (БМП I) – самая длительная по своему воздействию. Она формируется в конце беременности и отражает симбиотическое единство матери и ребенка. Неблагоприятные физические, химические, биологические, психологические факторы способны существенно осложнить опыт первой перинатальной матрицы ребенка. Если мать сознательно вынашивает дитя, чувствует симбиотическую связь с ним, посылает ему позитивные эмоции, образы, мысли и сама чувствует себя комфортно, то ребенок воспринимает такое поведение матери как поток любви, идущий из питающего окружающего пространства.
В блоках памяти бессознательной сферы, на уровне чувственного интуитивного опыта ребенок приобретает позитивный урок и интуитивное доверие к окружающему миру. Если же мать во время беременности находится в стрессовом состоянии, имеет постоянные источники эмоционального напряжения, с ужасом думает о рождении ребенка и, может быть, даже допускает в мыслях варианты его смерти, то ребенок ощущает хаос и агрессию окружающего его мира, чувствует угрозу своему существованию и поэтому интуитивно не доверяет миру. Чтобы выжить, он активизирует дополнительные инстинкты, защищаясь от агрессии.
Позитивные аспекты БМП I связаны с такими возможностями человека, как умение расслабляться, радоваться жизни, впитывать и осознавать абстрактные и безграничные категории, способность к творчеству, а также проявление такого качества как духовность, чувство гармонии.
Негативный опыт БМП I приводит или к отсутствию этих способностей или к затрудненному опыту реализации таких возможностей.
Вторая базовая перинатальная матрица (БМП II) формируется в первом периоде родов во время раскрытия шейки матки. Она содержит ощущение тревоги и надвигающейся опасности, память о ситуациях, угрожающих выживанию или целостности тела человека. Вмешательства в естественный процесс родов в этот период (стимуляция родовой деятельности, прокол пузыря, обезболивание и пр.), а также различного рода отклонения в ходе родовой деятельности женщины являются дополнительными травмирующими факторами для ребенка.
Переживаемые плодом ощущения тревоги и надвигающейся опасности многократно усиливается, к этим переживаниям прибавляется чувство неполноценности, депрессивное состояние, острые душевные и телесные страдания, страх за свою жизнь.
Последствием вмешательств и отклонений от естественного течения родов могут стать заболевания сердечно-сосудистой системы ребенка, расстройства мочеиспускания и функции почек, псориаз, язва желудка. Сюда же можно отнести и психозы, связанные с бессмысленностью бытия, общая заторможенность, комплексы неполноценности, неуверенности, вины, тревоги, боязнь замкнутого пространства.
Третья базовая перинатальная матрица (БМП III) формируется во втором периоде родов при прохождении плода по родовым путям и характеризуется отчаянной борьбой за выживание, сильнейшим механическим сдавливанием и удушьем.
Но ситуация не кажется безнадежной, а сам индивид беспомощным. Он принимает активное участие в происходящем и чувствует, что страдание имеет определенную направленность и цель. Этот период знаменует активные действия, вступление в борьбу для преодоления всех препятствий на пути к достижению цели.
Введение медикаментов, акушерские операции (наложение щипцов, применение вакуума, эпизиотомия), отрицательные эмоции матери, некомфортная поза во время потуг приводят к усугублению характеристик третьей перинатальной матрицы, к более глубокой фиксации памятью младенца невероятного давления и болевых ощущений, активной борьбы за свою жизнь со смертельной опасностью и невероятного мышечного напряжения, страха за свою целостность.
Последствиями вмешательств и отклонений родовой деятельности от нормы могут быть заболевания прямой кишки и мочевого пузыря, энурез, энкопрез, сердечная недостаточность, психогенная астма, логопедические проблемы, тики, заикания, судороги, припадки, гипертония, мигрени у ребенка. Могут быть и психические расстройства: агрессивность, депрессия, нарушение сексуального поведения, навязчивые состояния, тревожная истерия, травматические неврозы, маниакальные проявления. Дети с неблагополучным перинатальным опытом прохождения третьей матрицы уже с младенчества отличаются агрессивностью и неконтактностью поведения. Впоследствии у них может проявиться необъяснимое стремление к насилию или самоубийству.
Четвертая базовая перинатальная матрица (БМП IV) связана с моментом непосредственного появления ребенка на свет, предшествующего периоду релаксации. В этой последней стадии мучительный процесс борьбы за рождение подходит к концу, продвижение по родовому каналу достигает кульминации, и за пиком боли, напряжения следует внезапное облегчение и релаксация.
Момент рождения запечатляется в памяти новорожденного ощущением полной победы, успешного преодоления препятствий, освобождения от тревоги. Малыш ощущает себя триумфатором и свободным, высокодуховным существом, мир кажется ему прекрасным и безопасным местом.
Некорректное перерезание пуповины, яркий свет, голоса незнакомых людей, очищение носоглотки ребенка от слизи с помощью катетера, отсутствие телесного и зрительного контакта с матерью и прикладывания к груди в физиологические сроки приводят к искажению содержания четвертой перинатальной матрицы, фиксации памятью младенца не позитивных, а негативных переживаний, связанных со своим рождением.
В памяти ребенка не фиксируется чувство удовлетворения от достигнутого. У новорожденного вместо положительных переживаний закрепляется негативное отношение к окружающей реальности: вместо прекрасного и безопасного мира он попадает в очень опасное и ненадежное место, к которому вынужден относиться отрицательно.
Неблагополучное рождение может привести к страшным последствиям для ребенка, к которым относятся психозы, мании, навязчивые идеи, психосексуальные расстройства, травматические неврозы. Менее тяжелыми являются нарушения психики, выражающиеся в чувстве неудовлетворенности от завершенного дела, постоянном ощущении упущенного или недосягаемого счастья, бессмысленных поисках потерянного рая, беспокойстве и нервозности.
Связь между развитием различных психических расстройств и психосоматических заболеваний и стрессом, пережитым во время внутриутробного периода и рождения очевидна.
В результате желанной беременности и благополучных физиологических родов у ребенка формируются адекватные модели поведения, положительные установки по отношению к окружающему миру, чувство удовлетворения и полноценности.
При неблагополучном стечении обстоятельств возможными последствиями являются: искажение моделей поведения, неадекватная реакция на объекты и события окружающего мира, заболевания, имеющие психогенную природу.
В основе памяти плода лежит клеточная память биологического организма. Данное явление было открыто и описано на основе фундаментальных исследований, посвященных волновому геному. Первые работы в этой области принадлежат таким ученым, как А.Г.Гурвич и А.А.Любищев. Продолжили и существенно развили эти знания Дзян-Кань-джень и В.Казначеев. Механизм клеточной памяти довольно подробно описал П.П.Гаряев в своей монографии «Волновой геном».
Явление клеточной памяти заключается в том, что клетки сохраняют память о событиях, происходящих с организмом. Основным носителем памяти в живой клетке является генетический материал, содержащийся в ядре, а именно молекула ДНК. Любая информация, регулярно повторяющаяся или важная для организма, сохраняется клеткой довольно долго (от 1 до 3 месяцев), но если воздействие было длительным и охватило не одну, а сотни клеток, то эта память сохранится на годы. Эмбриональные клетки отличаются от зрелых клеток взрослого организма необычайно большой емкостью памяти, что позволяет им фиксировать и сохранять на длительное время информацию обо всех, дошедших до них событиях [4].
В 1977 году благодаря ученым Л.Орру и С.Рэй в практическую психологию было введенное новое понятие – ребефинг (второе рождение), сторонники которого разделяют идею о том, что рождение – это важный и чувствительный этап жизни, который формирует модели поведения, и любые события в дальнейшем несут следы рождения.
Например: нежеланные дети могут демонстрировать отвержение; у родившихся в тазовом предлежании может проявляться робость во взаимоотношениях; дети, рожденные с помощью кесарева сечения, могут испытывать сложность с завершением действий; а дети, дозревшие в инкубаторах, могут вести себя так, словно «их отделили от любви стеклянной стеной».
Сторонники ребефинга полагают, что важные модели мышления создаются не только при рождении, но и при зачатии и во время беременности. В эти периоды жизни формируется первое негативное отношение к самому себе.
Д. Чемберлен с помощью гипноза и ребефинга исследовал память рождения, чем еще раз подчеркнул то, что разум ребенка проходит интенсивное развитие еще во время пренатальной и перинатальной стадии. Ученый подробно описал чувства и восприятия младенцев, способности неродившихся и новорожденных детей, а так же выявил страшные последствия воздействия на ребенка негативного опыта, полученного перед рождением [12].
В ходе нашего исследования группы подростков, рожденных в трудных родах (со значительными отклонениями от естественного течения), мы выявили детей с неврозоподобными состояниями (67%), тревожностью (98%), агрессивностью (99%), нарушением сексуального поведения (16%), суицидальными попытками (12%), психосоматическими заболеваниями (93%), школьной дезадаптацией (73%).
В рамках перинатальной и пренатальной психологии особо выделяется проблема рождения нежеланных детей, которая является недостаточно изученной в настоящий момент, но, выступает очень значимой и актуальной.
По нашему мнению, нежеланный ребенок еще в утробе матери испытывает на себе негативное отношение, рождается, неся в себе агрессию как ответную реакцию на негатив, которая впоследствии может проявиться в форме нарушения поведения и социальной дезадаптации. Отношение матери к ребенку может измениться в процессе дальнейшей жизни, однако изначальная мотивация беременной женщины оказывает значительное влияние на его психическое развитие, усложняет отношения ребенка с социальным миром.
Впервые в истории психологии к проблеме, связанной с взаимоотношениями матери со своим ребенком, обратилась школа психоанализа. Ее сторонники были убеждены в том, что взаимоотношения матери с ребенком, закладывающиеся еще во время вынашивания младенца будущей мамой и первых лет их совместного проживания, являются основополагающим и формирующим фактором для дальнейшего развития эмоциональной сферы ребенка.
З.Фрейд назвал первый год совместного проживания малыша с матерью оральной фазой развития. Материнская грудь обеспечивает ребенку в этот период физическое удовлетворение, комфорт и чувство защищенности. Если в первые годы жизни мать уделяет недостаточное внимание ребенку, то физический и чувственный элементы сексуального влечения у ребенка формируются неправильно, появляются патологические привычки.
К.Абрахам развил идеи З.Фрейда, обратив особое внимание на момент раннего отнятия ребенка от груди, последствия которого негативно отражаются на формировании личности.
К.Юнг описал компенсаторные механизмы психического развития ребенка, отвергнутого родителями. По мнению ученого ребенок восполняет недостающее чувство любви, безопасности и комфорта в фантазиях.
Э.Эриксон в своей теории психосоциального развития указывает на огромную значимость первого года жизни ребенка. Именно в этот период, по его мнению, у ребенка, в зависимости от того, удовлетворяются или нет его основные физиологические потребности ухаживающим за ним человеком, развивается чувство доверия или недоверия к окружающему миру.
Э.Берн указывал на значимое влияние мотивов зачатия на становление психических функций и развитие личности человека. Он считал, что «ситуация зачатия человека может сильно влиять на его судьбу».
В.Н.Мясищев (1948) в своей теории отношений подчеркивал, что все человеческие психические процессы (восприятие, память, мышление, воображение) носят активный, избирательный характер и зависят от отношения к объекту этих процессов, к задаче, которая стоит перед выполнением данных процессов, к результатам, достигаемым в ходе процессов. Ученый выделил ощущения как наипростейшие субъективные сигналы объективного отношения к действительности [8]. Данную теорию можно перенести и на отношения мать – дитя. Ребенок еще в утробе ощущает отношение матери к окружающей действительности и к нему самому, что откладывает соответствующий отпечаток на дальнейшее отношение ребенка к миру в форме доверия или недоверия, а так же на отношения с матерью после рождения ребенка.
В науке еще нет четкого определения нежеланности как психологического феномена, хотя многие психологи и психиатры используют этот термин, понимая его как отрицательное эмоциональное отношение матери к своей беременности и еще неродившемуся ребенку. Мы понимаем нежеланность как негативное субъективное эмоциональное отношение матери к своему ребенку в период внутриутробного развития, выражающееся в его отвержении.
Наше исследование было направлено на поиск объективных и субъективных причин девиантного поведения среди подростков, которые не всегда лежат на поверхности. В этой связи мы сочли необходимым обратить внимание на период внутриутробного развития, оказывающий огромное влияние на становление человеческой психики. Причем, особое значение отвести отношению матери к своему неродившемуся ребенку, то есть исследовать проблему рождения нежеланных детей.
В ходе анкетирования матерей девиантных подростков нами было выявлено из 350 девиантных несовершеннолетних 59 (16,9%) желанных детей (принимаемых, любимых, соответствующих ожиданиям матери) и 291 (83,1%) человек, испытавших на себе в той или иной степени момент нежеланности со стороны матери.
По результатам нашего исследования было установлено, что большинство матерей нежеланных детей во время беременности испытывали необъяснимую тревогу или страх (98,9%), в их жизни имели место стрессы (92,8%), беременность была тяжелой (98,9%), окрашенной отрицательными эмоциями (92,8%), а в послеродовой период присутствовала депрессия (63,2%).
Матери из этой группы в той или иной степени испытывали страх перед родами (98,6%), сами роды были тяжелыми, осложненными выраженными отклонениями от естественного течения (95,9%): длительные болезненные схватки с отсутствием потуг, раннее излитие околоплодных вод, внутримышечные спазмы. И, как следствие – разного рода медицинские вмешательства вроде накладывания щипцов или вакуума, вызывали у младенца асфиксию или гипоксию.
Грудное вскармливание в этой группе либо совсем отсутствовало (29,9%), либо носило непродолжительный характер: от нескольких дней до 2 месяцев (70,1%). В дальнейшем матери этой группы предпочитали рано выйти на работу, перепоручив младенцев бабушкам или няням (98,9%).
Даже если матери были неработающими, они редко находились дома с детьми. Своих детей они чаще, чем другие мамы определяли в санатории, профилактории, больницы, объясняя это необходимостью в связи с плохим здоровьем ребенка (98,5%).
Нежеланные дети чаще других были подвержены в детстве несчастным случаям и травмам (59,1%).
Большая часть матерей желанных детей не могли припомнить какие-либо отрицательные эмоции во время беременности (91,5%), не испытывали страх перед родами (100%), а сами роды воспринимали как важное событие в жизни.
Роды у матерей из данной группы протекали нормально, без выраженных отклонений (88,1%), 11,9% женщин отмечали болезненные схватки и раннее излитие околоплодных вод. Грудное вскармливание в этой группе продолжалось от 1 (84,7%) до 2 лет (15,3%). Выйти на работу матери желанных детей предпочитали после исполнения ребенку 1 года (97,5%). Несчастные случаи и травмы раннего детства в данной группе были зафиксированы лишь у 6,8% детей.
Также нам удалось выявить мотивы нежеланности рождения детей: нежелание создавать семью (в связи с ранним возрастом, успешной карьерой, жизненными принципами) – 32%; отсутствие супруга (не успели заключить брак, или не собирались его заключать) – 27%; нерешенные жизненные задачи (незаконченное учебное заведение, отсутствие собственного жилья и др.) – 23%; неудовлетворительные отношения с супругом (отсутствие взаимопонимания и любви) – 11%; недостаточное материальное обеспечение в семье – 7%.
Результаты экспериментальных данных позволили нам составить градацию нежеланности диагностируемых девиантных подростков (на основе исследований А.И.Захарова): преждевременных детей было выявлено – 39,5%; нежеланных по полу – 23,1%; лишних – 18,2%; случайных – 12,7%; слабовыраженная нежеланность выявлена в 6,5% случаев.
В русле нашего исследования очень интересной представляется работа Э.Райна, проведенная в 1994 г.
Ученый диагностировал 18-летних преступников с осложненными родами, отвергнутых в детстве собственными матерями. Из 4,5 тысяч испытуемых была выявлена группа, составляющая 4% человек с обоими факторами риска. Именно на эту группу пришлось 18% особо тяжких преступлений (убийства, насилие, вооруженные ограбления). В результате своего исследования Э.Райн заключил, что осложненное рождение, объединенное с тяжелым материнским отвержением, предрасполагает к тяжелому преступлению в 18-летнем возрасте.
Проблема нежеланности рождения ребенка связана с наличием родительского инстинкта у семейной пары, а так же с наличием материнского инстинкта у женщины в частности.
Материнский инстинкт является основополагающим при вынашивании потомства и заботе о нем. Отцовский инстинкт менее устойчив, более сексуально детерминирован и ориентирован главным образом на защиту матери и потомства. Как материнский, так и родительский инстинкт – прежде всего преломление инстинкта самосохранения в виде инстинкта продолжения рода, поскольку человек может выжить только в сообществе.
Г.Г.Филиппова [10] изучая онтогенез материнской потребностно-мотивационной сферы, выделила этапы ее развития, среди которых наиболее значимыми на наш взгляд являются: взаимодействия с собственной матерью, игра «дочки-матери» в детстве, няньчание младших детей, взаимодействие с собственным ребенком. Если в своей жизни женщина благополучно проходит данные этапы, то это благоприятным образом влияет на становление ее чувства материнства.
По мнению А.И.Захарова, существуют факторы, способствующие формированию чувства материнства, его эмоциональной стороны. К ним ученый относит: выраженность инстинкта материнства и отцовства у родителей и прародителей; чадолюбие, опосредованное конкретным желанием иметь детей; положительный отклик на беременность; нежность к зарождающейся жизни с волнующим ощущением сопричастности при первом шевелении ребенка; чувство жалости и сострадания к ребенку при первом крике новорожденного; чувство близости с ребенком при первом прикладывании его к груди; эмоциональная отзывчивость матери [7].
Многие исследователи сходятся во мнении, что в противовес нежеланным, желанные дети физически более крепкие, реже болеют, не страдают неврозами, не имеют патологических привычек. Такие дети более доброжелательны, позитивны, отзывчивы, эмоционально уравновешенны, уверенны в себе и контактны. Дети, желанные при зачатии, во время беременности и мягко рожденные в любящие руки, начинают жизнь позитивно. Они смотрят на мир с безмерным интересом и любопытством, действуют так, словно чувствуют себя в безопасности и устанавливают крепкую связь со своими родителями.
Величина и характер эмоционального контакта между матерью и еще неродившимся ребенком являются решающим фактором из влияющих на возникающую психику. Любовь, с которой мать вынашивает ребенка, мысли, связанные с его появлением, богатство общения, которое мать делит с ним - все оказывает влияние на развивающуюся психику ребенка.
Но желанность или нежеланность ребенка при рождении не является окончательным фактом, который будет определять его дальнейшее развитие. Далеко не последнюю роль играет отношение к ребенку после рождения, а так же тип воспитания ребенка в семье. Он во многом определяет отношение ребенка к родителям, к окружающим, к жизни вообще и к самому себе в частности. Роль семьи: внутрисемейные отношения, тип воспитания ребенка является одной из определяющих в формировании личности.
В ходе нашего исследования была выявлена группа девиантных подростков (18%), являющихся нежеланными при рождении, но воспитывающихся в благоприятных семейных условиях. Это дети, матери которых со временем изменили к ним отношение, приняли и полюбили своих детей.
Анализируя типы отклоняющегося поведения в данной подростковой группе, мы выявили среди них лишь формы делинквентного поведения на фоне противоправных, аддиктивных и аутодеструктивных форм, встречающихся в оставшейся группе подростков (82,1%). Это позволяет утверждать, что при воспитании нежеланного ребенка в благоприятных семейных условиях, с позитивным отношением к нему матери снижается тенденция к формированию девиаций в подростковом возрасте. И, наоборот, при воспитании нежеланного ребенка в неблагоприятных семейных условиях, с негативным отношением к нему матери тенденция к формированию отклоняющегося поведения у подростков возрастает.
Не менее актуальной является проблема предупреждения и профилактики девиантного поведения в подростковом возрасте. Этой теме посвятили свои труды многие ученые: С.А.Бадмаев, А.И.Винокурова, Н.П.Грабовская, А.И.Захаров, В.П.Кащенко, Н.И.Протасова, Н.А.Рычкова, Л.М.Семенюк, Г.Г.Федорова, Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис и другие.
В этой связи наиболее интересными и важными по нашему мнению являются работы перинатального психолога Ж.В.Цареградской, в которых особое значение уделено естественному процессу биологических родов, правильному проведению первого часа после рождения, продолжительному грудному вскармливанию. Эти моменты являются важнейшими в становлении отношений между матерью и ребенком после рождения, в пробуждении материнского инстинкта у женщины, в формировании положительной установки у новорожденного по отношению к внешнему миру. От этих факторов во многом зависит психическое здоровье ребенка и его дальнейшее поведение в социуме.
Ж.В.Цареградская отмечает важность свободного поведения женщины в родах, немедикаментозного ведения родов, подчеркивая, что минимум вмешательств в роды – благо для матери и малыша. Именно в сохранении естественной схемы поведения матери и ребенка после родов (а не в применении различных медицинских манипуляций) лежит начало материнской любви и уверенности ребенка в своей матери, что чрезвычайно важно для развития и воспитания полноценного человека [10; 11].
В 1935 году этолог К.Лоренц выдвинул теорию импринтинга – запечатления в памяти новорожденного важных стимулов, в том числе и матери. Одним из важнейших результатов импринтинга является формирование долговременной связи с родителями, то есть запоминание объекта и формирование стойкой привязанности к нему, причем происходит это в строго определенный период – первый час жизни. Этот час важен так же и для матери, поскольку именно в этот период у нее тоже происходит запечатление своего ребенка, что служит толчком для пробуждения ее материнского инстинкта и формирования привязанности к новорожденному.
Таким образом, импринтинг является неотъемлемой частью родового процесса и жизненно необходимым условием для реализации успешного материнства, формирования взаимной привязанности матери и ребенка, а так же для формирования у новорожденного благоприятного впечатления об окружающем мире.
В сензитивный период первого часа после рождения очень важным является также первый контакт мамы с младенцем «кожа к коже», который проявляется в ощупывании новорожденного матерью и прикосновении тельца малыша к телу мамы. Для новорожденного этот контакт является сигналом «я в безопасности», а для матери это сигнал о том, что ребенок жив и его нужно кормить. Этот импульс сопровождается у женщины выделением гормонов окситоцина и пролактина, которые стимулируют лактацию. Благодаря действию этих гормонов у женщины пробуждается материнский инстинкт, что позволяет ей лучше понимать ребенка и удовлетворять его потребности. Таким образом, мать признает свое дитя, а ребенок – свою мать.
Д. Грэхэм отмечал, что очень важное значение имеет момент установления первого зрительного контакта малыша с матерью. Ученый подчеркивал, что если у ребенка не происходит первая зрительная связь с матерью, то в дальнейшем он окажется неспособным смотреть прямо в глаза другому человеку, не отводя взгляда, и при таком обмене взглядами всегда будет испытывать дискомфорт и неловкость [5].
Поэтому необходимо, чтобы мать и младенец с самого рождения были вместе и не разлучались во время сна. Нахождение рядом с матерью помогает ребенку регулировать температуру его собственного тела, метаболические процессы, уровень ферментов и гормонов, частоту сердечных сокращений и дыхательных движений, получать антитела для отражения инфекции, получить индивидуальный уход, дающий малышу спокойствие и уверенность в том, что с ним и его матерью все хорошо. Ранний контакт матери и младенца отражается так же на языковых способностях ребенка и стимулирует его умственную деятельность, что было доказано исследованиями Ж.В.Цареградской [11].
По мнению большинства исследователей, грудное вскармливание является не только пищевым обеспечением для ребенка, поставляющим в его организм все необходимые вещества для роста, развития и защиты от инфекций, но и мощным стимулом формирования у женщины материнских чувств. В процессе продолжительного естественного грудного вскармливания формируется целый комплекс сложных психофизиологических отношений между матерью и ребенком, являющихся базой будущей социализации ребенка, пожизненной основой внутрисемейных отношений, отношений между поколениями и, возможно, в обществе в целом.
Перинатальная психология утверждает, что положительные эмоции матери нужны ребенку в период его внутриутробного развития. Изначальное принятие беременности, положительный отклик на рождение ребенка являются важными факторами, обеспечивающими формирование благополучного перинатального опыта. Именно в период внутриутробной жизни формируется то или иное отношение к внешнему миру, которое находит свое отражение в дальнейшей жизни, определяет личностные качества человека, а также характер его поведения и поступков.
Не менее значимой проблемой остается качество биологического рождения человека, которое оказывает значительное влияние на всю последующую жизнь, формируя те или иные личностные особенности. В частности, среди девиантных подростков нами был выявлен большой процент случаев осложнений в течение родов, медицинских вмешательств в естественное течение родов, обвития пуповиной и гипоксии младенцев, а также родовых травм у новорожденных.
В течение ХХ века место рождения резко переместилось из дома в медицинское учреждение. То, что всегда было семейным событием, превратилось в событие медицинское. При этом пострадало психологическое качество рождения. В свете этого следовало бы вспомнить и возродить многие народные обычаи, которые всегда были направлены на создание зоны комфорта вокруг беременной, на максимальное устранение психотравмирующих раздражителей, поступающих через сознание и органы чувств.
Технология родовспоможения должна быть направлена на уменьшение уровня стресса матери и объема негативной информации, наносящей травму ребенку, груз которой человек несет всю последующую жизнь. Такой подход к родам способствует улучшению психического и соматического здоровья не только детей, но и родителей. Не менее важно, чем родить здорового ребенка, окружить его благоприятной психологической атмосферой в семье и не впасть в какие-либо крайности воспитания.
Таким образом, достижения перинатальной психологии обосновывают необходимость осознанного отношения к рождению детей, призывая общество в целом и каждого его члена в отдельности быть ответственным за жизнь и здоровье (психическое и физическое) каждого зачатого человека.
Преждевременная или случайная беременность, проблемы взаимоотношений между супругами, ожидание ребенка противоположного пола, материальные трудности и другие факторы способны сформировать скрытую негативную установку по отношению к еще неродившемуся ребенку, которая в дальнейшем может проявиться в форме нарушения психического здоровья.