Международная Конвенция Прав Ребенка настаивает на праве детей участвовать в решении вопросов, касающихся их судьбы и их будущего. В ряду этих вопросов не последнее место занимают проблемы экологии
Художественная деятельность, как никакая другая, соответствует экологическим идеалам.
Человек, занимающийся творчеством, извлекает из окружающего мира не вещества и энергию, а звуки, цвета, формы, впечатления и переживания. Потребности, удовлетворяемые таким образом, не ведут к разрушению среды, - но, напротив, порождают сочувственное, родственное отношение ко всему сущему.
Прирожденными художниками являются дети. Их бескорыстный интерес к любым проявлениям жизни, наивный пантеизм и безудержная, деятельная эмоциональность создают прекрасную основу для эстетического (а, значит, и экологического) развития.
Но пробегает немного лет, - и у большинства людей эти потенции иссякают, превращаясь в смутные воспоминания о «золотом детстве». Качественное эстетическое развитие удается получить немногим, а рационально-информативные формы экологического образования, не опирающиеся на эмоции и творческую деятельность, ассоциируются в сознании со сбором мусора в общественных местах. Дефицит эстетического развития сказывается на всех уровнях экологической деятельности, но особенно угнетающе – на визуальной рекламе экологических идей. Изображения земного шара, заваленного мусором, да заводских труб, перечеркнутых жирными крестами, перекочевывают из школьного экологического фольклора в «профессиональные» работы, отличаясь только техническим качеством рисунка. Пытаясь сломать эту безрадостную традицию, мы решили привлечь к популяризации экологических знаний одаренных детей и молодежь, проходящих полноценный курс эстетического развития в клубе-студии «Экоанима». Так стартовал многолетний проект «Прежде всего - жизнь!»: издание и распространение молодежных плакатов, открыток и листовок экологического содержания. Благодаря спонсированию увидели свет плакаты, листовки о здоровом образе жизни, комплект из 17-ти открыток и буклет-календарь. Кроме того, осуществлен ряд газетных и журнальных публикаций, посвященных проекту.
Был осуществлен проект по изданию комплекта из 14-ти оригинальных плакатов, предназначенный для распространения в школах и ВУЗах.
Опыт многолетней экологической деятельности показал, что - эстетически развитые дети воспринимают экологические проблемы как личные и глубоко актуальные; они быстро овладевают плакатной спецификой, легко порождают оригинальные и выразительные плакатные образы, усваивают требования лаконичности, информативности и «читаемости» плаката;в отличие от взрослых плакатистов, чаще всего облекающих экологические идеи в форму сумрачных «пугалок», дети отыскивают положительные или просто веселые решения:техническое несовершенство, отличающее работы малышей и подростков, без труда преодолевается на стадии создания рабочего макета, когда за дело берутся старшеклассники, студенты и выпускники ВУЗов. Работая в непосредственном сотрудничестве с малышами, они умеют «не убить» в окончательном варианте плаката свежесть и выразительность, заложенные маленькими авторами;готовые плакаты вызывают самый живой и эмоциональный отклик у взрослой аудитории, редко уступающий массовой «взрослой» продукции;работа над социально значимыми проектами способствует быстрому взрослению детей, их успешной социализации.
Однако главный «продукт» нашей деятельности – не плакаты, выставки или фильмы, а… дети. Экологическое развитие детей, хорошо «увязанное» с задачами личностного роста, способно принести им, - а, значит, и обществу, - неоценимую пользу.
http://www.radugamira.info/node/371