Страница 13 из 14

Re: Пространство метафизики

СообщениеДобавлено: 16 сен 2011, 07:41
nas-tya
В заключение, таким образом, можно сказать, что ИСС играют значительную роль в опыте и поведении человека. Также очевидно, что эти состояния могут служить как адаптивным, так и неадаптивным выходом для выражения многочисленных страстей человека, его потребностей и желаний. Более того, вряд ли следует сомневаться, что мы едва начали понимать аспекты и функций ИСС. В качестве заключения мне хотелось бы процитировать очень подходящее замечание У. Джеймса (James, 1929, pp. 378 - 379):

Наше нормальное или, как мы его называем, разумное сознание представляет лишь одну из форм сознания, причем другие, совершенно от него отличные формы существуют рядом с ним, отделенные от него лишь тонкой перегородкой. Мы можем совершить наш жизненный путь, даже не подозревая об их существовании; но как только будет применен необходимый для их пробуждения стимул, они сразу оживут для нас, представляя готовые определенные формы духовной жизни, которые, быть может, имеют где-нибудь свою область применения. Наше представление о мире не может быть законченным, если мы не примем во внимание и эти формы сознания. Из них, правда, нельзя вывести точной формулы, и они не могут дать нам плана той новой области, какую они перед нами раскрывают, но несомненно, что должны помешать слишком поспешным заключениям о пределах реального.


Арнольд Людвиг

Re: Пространство метафизики

СообщениеДобавлено: 17 сен 2011, 09:20
nas-tya
Наука о душе с Александром Гордоном. Все передачи
http://duhovnymir.ru/viewpage.php?page_id=184

Re: Пространство метафизики

СообщениеДобавлено: 18 сен 2011, 20:21
Солнечный ветер
nas-tya OOO--I-

может тебе будет интересно
http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post134653721/

Re: Пространство метафизики

СообщениеДобавлено: 19 сен 2011, 21:37
nas-tya
Спасибо, Наташа:)
Но как говорится у всех свои "тараканы".
Мои тараканы видимо неистребимы:) И находятся немного в другой плоскости.

Ты выкладываешь интересные ссылки. И к сожалению не всегда хватает времени посмотреть все.
Но, еще раз спасибо :)

Re: Пространство метафизики

СообщениеДобавлено: 21 сен 2011, 15:55
nas-tya
Интересное направление
Радует, что имеет академический статус -->I
Сенсомоторный психосинтез
Скрытый Текст: показать
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E5%ED%F1%EE%EC%EE%F2%EE%F0%ED%FB%E9_%EF%F1%E8%F5%EE%F1%E8%ED%F2%E5%E7

Лаборатория психологии общения
http://www.psy.msu.ru/about/lab/semantec.html

Re: Пространство метафизики

СообщениеДобавлено: 28 сен 2011, 08:38
nas-tya
...
Скрытый Текст: показать
Объяснение буквально поразило меня. "Да что такое с этими философами?" - спрашивал я себя. Очень похоже, что они судят о Боге с чужих слов. С теологами иначе: те по крайней мере уверены, что Бог есть, хотя и высказываются о Нем самым противоречивым образом. Но и Круг выражался столь завуалированно лишь затем, чтобы скрыть настоящую убежденность в существовании Бога. Почему не сказать об этом прямо? Зачем он притворяется, будто и в самом деле думает, что мы "порождаем" идею Бога и, чтобы сделать это, должны достичь определенного Уровня развития? Такие идеи, насколько я знал, есть даже у нагих дикарей в джунглях. А ведь они не философы, они не собираются специально для того, чтобы "породить идею Бога". Я тоже никогда не "порождал" никакой "идеи Бога". Разумеется, существование Бога не может быть доказано, - как, скажем, моль, поедающая австралийскую шерсть, докажет другой моли, что Австралия существует? Существование Бога не зависит от наших доказательств. Как пришел я к этому определению? На сей счет мне довелось услышать массу объяснений, но я ничему не мог верить, ничто не убеждало меня. В действительности, это никоим образом не было моей идеей. Это не выглядело так, как если бы сначала я воображал что-то, потом это что-то обдумывал и затем наконец верил в это. Так, например, история о Христе всегда казалась мне подозрительной. По-настоящему я никогда в нее не верил, хотя мысли об Иисусе внушались мне с куда большей настойчивостью, чем мысли о Боге. Почему же я стал воспринимать Бога как нечто само собой разумеющееся? Почему философы стараются внушить другим, будто Бог - это "идея", своего рода произвольное допущение, которое можно "породить" или "не породить", - когда совершенно ясно, что Он существует так же реально, как кирпич, что падает вам на голову?

Неожиданно мне открылось, что Бог - это одно из наиболее существенных и непосредственных переживаний, по крайней мере для меня. Не мог же я выдумать той страшной истории с собором. Напротив, она была мне навязана, и чья-то жестокая воля принудила меня думать об этом. Но зато потом на меня снизошло невыразимое ощущение благодати.

Я сделал вывод, что эти философы изначально опирались на шаткую основу - на странное представление о Боге как о своего рода гипотезе, которую можно обсуждать. Мне казалось в высшей степени неудовлетворительным то, что философы не нашли никакого объяснения разрушительным действиям Бога. А именно такие действия, на мой взгляд, заслуживали особого внимания философии, поскольку теология с этим явно не справлялась. И как же я был разочарован, когда сообразил, что философы, похоже, об этом даже не подозревали.

Я перешел к следующей интересующей меня статье - о дьяволе. Если, читал я, допустить, что дьявол изначально зол, мы впадем в явное противоречие, то есть в дуализм. Поэтому нам следует предположить, что он первоначально создан добрым, но позже был развращен своей гордыней. Однако, как отмечал автор статьи - и я был доволен, что он это заметил, - данная гипотеза предполагает, что главное зло, которое она пытается объяснить, - собственно гордыня. В остальном, по его мнению, происхождение зла "неясно и необъяснимо". Для меня это означало, он, как и теологи, не желает думать о зле. Статья о зле и его происхождении выглядела столь же бесполезной.

Здесь я попытался связно изложить идеи и мысли, занимавшие меня, пусть и с перерывами, в течение нескольких лет. Это были проявления моего скрытого второго "я", моего "номера 2". Я пользовался отцовской библиотекой тайно, без разрешения. Между тем мое первое "я" открыто читало Герштеккера и переводные английские романы. Я увлекся немецкой литературой, в первую очередь классической, от которой школа еще не успела отвратить меня своими скучными многословными комментариями. Читал тогда я много и беспорядочно, читал сочинения лирические и драматические, исторические и естественнонаучные. Увлечение это было не только приятным и полезным - оно давало мне своеобразную разрядку. Но увлечения моего второго "я" все глубже и глубже погружали меня в депрессию. Не находя ответов на свои вопросы, я окончательно разочаровался. Окружающие, казалось, интересовались совсем другими вещами, я был совершенно одинок с моими исканиями. Больше всего на свете мне хотелось поговорить с кем-нибудь, но я не мог найти точек соприкосновения, обнаруживая лишь отчужденность, недоверие, некий страх, что в конце концов лишало меня желания общаться. Это угнетало еще сильнее. Я не знал, как это понимать: почему никто не переживает ничего подобного? Почему об этом нет книг? Неужели я единственный, кому это пришло в голову? Но мысль, что я мог сойти с ума, меня никогда не посещала, поэтому светлая и темная стороны Бога казались мне вещами, которым, несмотря на душевное сопротивление, я должен был найти объяснение сам. ...
Юнг Карл Густав. Воспоминания, сноведения, размышления

Re: Пространство метафизики

СообщениеДобавлено: 01 окт 2011, 11:02
nas-tya
И все таки Юнг - Гений.
Читая и перечитывая его "воспоминания" я не перестаю удивляться "тонкости" чувствования этого человека. Его способности к размышлению.

Re: Пространство метафизики

СообщениеДобавлено: 01 окт 2011, 14:24
nas-tya
Я считаю, что этот отрывок, наиболее полное описание опыта клинической смерти...

Скрытый Текст: показать
Видения

В начале 1944 года я сломал ногу, после чего со мной случился инфаркт. Когда я лежал без сознания, в бреду, у меня появились видения. Вероятно, это началось, когда я был на грани смерти: мне давали кислород и вводили камфару. Картины были столь ужасающими, что мне уже казалось - я умираю. Сиделка позже рассказывала мне: "Вы были как будто бы окружены светом". Подобные явления иногда наблюдают у умирающих. Видимо, я достиг какого-то предела. Не знаю, был ли это сон, или экстаз. Но со мной начали происходить очень странные вещи.

Мне привиделось, будто я оказался высоко в небе. Далеко внизу сиял, освещенный дивным голубым светом земной шар. Я узнавал материки, окруженные синим пространством океана, у ног моих лежал Цейлон, впереди - Индия. В поле зрения попадала не вся Земля, но ее шаровидная форма отчетливо вырисовывалась, а серебристые контуры блестели сквозь этот чудесный голубой свет. Во многих местах шар выглядел пестрым или темно-зеленым, как оксидированное серебро. Слева широкой полосой протянулась красно-желтая Аравийская пустыня, возникало впечатление, будто серебро приобретает там золотисто-красный оттенок. Еще дальше я видел Красное море, а далеко-далеко сзади, "в крайнем левом углу", смог различить краешек Средиземного моря. Мой взгляд был устремлен главным образом туда, остальное просматривалось неотчетливо. Я видел контуры снежных вершин Гималаев, но их скрывал туман. "Вправо" я почему-то не смотрел вовсе. Я знал, что собираюсь улететь куда-то далеко от земли.

Уже потом мне стало известно, как высоко нужно подняться, чтобы видеть такое огромное пространство, - на полуторатысячеметровую высоту! Вид земли оттуда - самое потрясающее и волшебное зрелище из всех, какие я когда-либо видел.

Но через некоторое время я отвернулся, оказавшись спиной к Индийскому океану и лицом к северу. Но потом выяснилось, что я повернулся к югу. В поле моего зрения появилось что-то новое. В некотором отдалении я увидел огромный темный камень, похоже, метеорит размером с дом, а может, и больше. Как и я, он парил в космосе.

Подобные камни мне доводилось видеть на побережье Бенгальского залива, это был темный гранит, который используется при строительстве храмов. Мой камень и представлял такой гранитный блок. В нем был вход, который вел в маленькую прихожую. Справа от входа на каменной скамье сидел в позе лотоса черный индус, одетый во все белое. Он сидел совершенно неподвижно и ожидал меня. К нему вели две ступеньки. Слева на внутренней стене виднелись храмовые ворота, окруженные множеством крошечных отверстий-углублений. Отверстия были заполнены кокосовым маслом, и в каждом стоял горящий фитиль. Такое я уже видел в действительности - в храме Святого зуба, в Канди (Цейлон), дверь в храм была окружена несколькими рядами масляных ламп.

Когда я подошел к ступенькам, то испытал странное чувство, что все происходившее со мной прежде - все это сброшено. Все, что я намечал сделать, чего желал и о чем думал, - вся эта фантасмагория земного существования вдруг спала или была сорвана, и это было очень больно. Но что-то все же осталось: все, что я когда-либо пережил или сделал, все, что со мною случалось, - это осталось при мне. Иными словами мое оставалось со мной. Оставалось то, что меня составляло, - моя история, и я чувствовал, что это и есть я. Этот опыт принес мне ощущение крайнего ничтожества и одновременно великой полноты. Не было более ни нужд, ни желаний - ведь я уже прожил все то, чем был. Поначалу мне показалось, будто во мне что-то уничтожили, что-то отняли. Но позже это ощущение исчезло, прошло бесследно. Я не жалел об отнятом, наоборот - со мною было все, что меня составляло, и ничего другого у меня быть не могло.

Но мне не давало покоя другое впечатление: когда я приблизился к храму, у меня появилась уверенность, что я сейчас войду в освещенную комнату и увижу там всех людей, с которыми действительно связан. И тогда я наконец пойму, - в этом я тоже был убежден, - что собой представляю, каков мой исторический контекст. Я смогу узнать, что было до меня, зачем явился я и что это за общий поток, в который влилась и моя жизнь. Она мне часто казалась историей без начала и конца, я в ней был каким-то фрагментом, отрывком текста, которому ничего не предшествовало и за которым ничто не последует. Мою жизнь словно вырвали из единой цепи, и все мои вопросы остались без ответа. Почему это произошло? Почему у меня возникли именно эти мысли, а не другие? Что я сделал с ними? Что из всего этого следует? Мной овладела уверенность, что я все узнаю, как только войду в каменный храм, - узнаю, почему все сложилось так, а не иначе. Я найду там людей, которые знают ответ, - знают о том, что было прежде и что будет потом.

От моих размышлений меня отвлекло неожиданное видение. Снизу, оттуда, где была Европа, явился вдруг некий образ. Это был мой доктор, вернее, его лик в золотистом нимбе - словно в лавровом венке. Я его мгновенно узнал: "А, это же мой доктор, тот, что меня лечил. Только теперь принял облик василевса - царя Коса. Привычный мне образ был лишь временной оболочкой, теперь же предстал таким, каким был изначально".

Вероятно, я тоже пребывал в своем изначальном облике, - хотя и не мог видеть себя со стороны. Насчет того, что так оно и есть, у меня никаких сомнений не было. Когда он возник передо мной, между нами произошел безмолвный разговор. Мой доктор был послан с Земли с некой вестью: это был протест против моего ухода. Я не имел права покидать землю и обязан был вернуться. Как только я осознал это, видение исчезло.

Мной овладело глубокое уныние: все мои усилия оказались бессмысленными. Ненужной была боль, которую я испытал, освобождаясь от своих иллюзий и привязанностей, путь в храм для меня закрыт, и я никогда не узнаю тех, с кем мне должно быть.

Re: Пространство метафизики

СообщениеДобавлено: 02 окт 2011, 10:31
nas-tya
Данной цитатой я заканчиваю свое пребывание в "Открытом Пространстве".
Всем большое спасибо за теплоту, за внимание и за искренний интерес. Особенная благодарность Берте ((OO))

Скрытый Текст: показать
Исходной точкой любого вида энергии является разность потенциалов, естественно поэтому, что жизнеспособность психической структуры составляет ее внутренняя полярность, что было известно еще Гераклиту. Как теоретически, так и практически она присуща всему живому, и противостоит этой властной силе лишь хрупкое единство эго, которое тысячелетиями удерживается, защищая и ограждая себя от внешних и внутренних столкновений. То, что это единство в принципе стало возможным, связано, видимо, с извечным стремлением противоположностей прийти к равновесию, (то же наблюдается в энергетических процессах, возникающих при столкновении тепла и холода, высокого и низкого давления и т. д.).
Энергия, лежащая в основе сознательной психической деятельности, предшествует ей и посему, вне всякого сомнения, является бессознательной. По мере того как она превращается в осознанную, она проецируется на некие образы, будь то мана, боги, демоны и пр., чья нуминозность служит источником жизненной силы. Это продолжается до тех пор, пока названные формы мы не признаем за таковые. Но постепенно их очертания размываются, теряют силу, и тогда эго, то есть эмпирическая личность, в буквальном смысле овладевает этим источником энергии: с одной стороны, личность стремится использовать эту энергию, что ей даже удается или, по крайней мере, так ей кажется; с другой же - она сама оказывается в ее власти.

Сия гротескная ситуация складывается тогда, когда мы принимаем во внимание только сознание и считаем его единственной формой психического бытия. В этом случае так называемая инфляция, то есть обратная проекция неизбежна. Если же мы учитываем существование некой бессознательной души, содержимое такой проекции может быть воспринято на уровне предваряющих сознание врожденных инстинктов. Тогда они сохраняют свою объективность и автономность и инфляции не происходит. Архетипы, которые, предваряя сознание, определяют его, реально проявляются там, где они существенны - то есть как априорные структурные формы на инстинктивном уровне. Их следует воспринимать не как вещь в себе, а лишь как доступную для восприятия форму вещи. Разумеется, не только архетипы определяют специфическую природу восприятия, они лишь коллективный его компонент. Но как нечто инстинктивное, они соответствуют динамической природе инстинкта, а следовательно, располагают особой энергией, которая вызывает или подчиняет себе определенные импульсы или модели поведения; иными словами при некоторых обстоятельствах они обладают властью (нуминозум!). Таким образом, понятие о них как о своего рода daimonia (некая сила, "демон". - греч.) вполне соответствует их природе.

Тот кто думает, что подобные формулировки могут что-либо изменить в природе вещей, слишком верит в силу слов. Реальные вещи не меняются от того, что мы даем им разные имена, это имеет значение только для нас самих. Если кто-то воспринимает "бога" как "абсолютное ничто", это вовсе не отменяет существования высшего организующего принципа; мы распоряжаемся собой так, как и прежде, изменение имен не в состоянии что-либо отменить в действительности, но оно способствует формированию у нас некой отрицательной установки. Наименование же чего-либо ранее неизвестного, напротив, является положительной интенцией. Таким образом, рассуждая о "боге" как об "архетипе", мы ничего не говорим о его реальной природе, но допускаем, что "бог" - это нечто в нашей психической структуре, что было прежде сознания, и, поэтому Его никоим образом невозможно считать порожденным сознанием. Тем самым мы не уменьшаем вероятности Его существования, но приближаемся к возможности Его познать. Последнее обстоятельство крайне важно, поскольку вещь, если она не постигается опытом, легко отнести к разряду несуществующих. Такую возможность, конечно, не могли упустить так называемые верующие, которые видят в моей попытке воссоздать изначальную бессознательную психическую структуру только атеизм или, на худой конец, гностицизм, и никогда - психическую реальность, то есть бессознательное. Если бессознательное в принципе существует, оно должно включать в себя предшествующую эволюцию нашей сознательной души. В конце концов представление о том, что человек во всем своем блеске был создан на шестой день творения - сразу, без каких-либо предварительных стадий, - такое представление слишком примитивно и архаично, чтобы удовлетворять нас сегодня. Но во всем, что имеет отношение к душе, мы продолжаем упорно ему следовать; нам удобнее считать, что душа не имеет предпосылок, что это tabula rasa (чистая доска. - лат.), что она всякий раз вновь появляется при рождении и что она лишь то, чем сама себя представляет.

И в филогенезе, и в онтогенезе сознание вторично - и эту очевидность пора наконец признать. Также, как тело имеет свою анатомическую предысторию, исчисляемую миллионами лет, так и психическая система, как всякая часть человеческого организма, является результатом такой эволюции, повсюду обнаруживая следы более ранних стадий своего развития. Как сознание начинало свою эволюцию с бессознательного животного состояния, так проходит этот процесс дифференциации каждый ребенок. Предсознательное состояние психики ребенка - это все, что угодно, только не tabula rasa; его психическая структура уже включает осознаваемые индивидуальные проформы и все специфические человеческие инстинкты, а кроме того, она обнаруживает априорные основания высших функций.

На этих сложных основаниях эго развивается, опираясь на них в течение всей жизни. Если же они перестают функционировать, следует холостой ход, а затем смерть. Их реальность слишком многое определяет в нашей жизни. В сравнении с ними даже внешний мир вторичен - зачем он нужен, если отсутствует эндогенный инстинкт, отвечающий за восприятие? Всем, наконец, известно, что никакая сознательная воля не может вытеснить инстинкт самосохранения. Этот инстинкт рождается в виде некой принудительной силы или воли, или приказа, и если - как это в той или иной степени происходило с незапамятных времен - мы присваиваем ему имя какого-то демона, мы, по крайней мере, точно отражаем психологическую ситуацию. Когда мы с помощью понятия архетипа пытаемся чуть точнее определить момент, когда этот демон завладел нами, мы ничего не отменяем, а лишь становимся ближе к источнику жизненной энергии.

И это совершенно естественно, что я как психиатр (то есть "врачеватель душ") пришел к подобной мысли, ведь главное для меня - каким образом я смогу помочь своим пациентам вернуться к исходным здоровым основаниям. Я давно осознал, что для этого необходимы самые разные знания. В конце концов и медицина пришла к тому же. Ее прогресс обусловлен не трюками и чудесами исцеления, не упрощением метода, наоборот - она стала невероятно сложной, и не в последнюю очередь за счет знаний, почерпнутых в других областях. Словом, я не пытаюсь доказывать что бы то ни было в отношении других дисциплин, я просто хочу использовать их опыт в своей собственной области. Конечно следует пояснить суть такого рода обращения и его возможных последствий. Безусловно, в такой ситуации, на стыке различных дисциплин, когда знания одной науки используются в практике другой, мы открываем для себя массу неожиданных вещей. Возьмем хотя бы рентгеновское излучение, что бы произошло, если бы это открытие оставалось лишь в сфере деятельности физиков и не использовалось бы в медицине? К тому же если врачей волнуют возможные опасные последствия радиационной терапии, то физиков занимают другие проблемы, связанные с радиацией, и медицинская сторона дела может и не представлять для них интереса. Было бы по меньшей мере смешно предположить, что врач вторгается в чужие владения, обнаруживая губительные или целебные свойства проникающего излучения.

Когда я как психотерапевт обращаюсь к сведениям исторического и теологического характера, я представляю их совершенно в ином свете, и мои цели, и мои выводы - иного порядка.

Итак, тот факт, что полярность лежит в основе психической энергии, означает, что проблема противоположенности как таковая - в самом широком смысле, со всеми сопутствующими ей религиозными и философскими аспектами - становится темой психологического порядка. При таком подходе вопросы религии и философии теряют самостоятельный характер, собственно теологический или собственно философский. И это неизбежно, поскольку теперь они становятся предметом психологии, то есть выступают не как религиозная или философская истины, а проверяются на ценность и значимость для психологии. В свете того что они претендуют на собственное независимое существование эмпирически, а значит, и в научном смысле, они представляют собой прежде всего психические феномены. На мой взгляд, это бесспорно. Они, естественно, нуждаются в определенных основаниях, что вовсе не противоречит психологическому подходу, который, со своей стороны не считает подобные притязания совершенно несправедливыми, а, напротив, принимает их во внимание. Психология не квалифицирует суждения как "исключительно религиозные" или "исключительно философские", хотя от теологов довольно часто можно услышать о чем-то "исключительно психологическом".

Все свидетельства - любые, вызванные нашим воображением, - подсказаны нам психикой. Последняя выступает как некий динамический процесс, основой которого служит полярность, напряжение между двумя полюсами. "Не следует умножать число универсалий!" А поскольку энергетическая теория в качестве универсальной принята в естественных науках, мы попробуем ограничиться ею и в психологии. Ничего другого, похожего на иное объяснение, просто нет, более того, полярная природа психики и ее содержание находит подтверждение и в психологическом опыте.

Если энергетическая концепция психики верна, то противоречащие ей предположения, как, например, представление о некой метафизической реальности, должны казаться, мягко выражаясь, парадоксальными.

Юнг Карл Густав. Воспоминания, сноведения, размышления

Re: Пространство метафизики

СообщениеДобавлено: 26 мар 2012, 02:20
Берта
http://prosvetlenie.daism.ru/statya-wie ... -i-vremeni

Поиски Духа в ткани Пространства и Времени

Изучение квантового сознания с Доктором Медицины Стюартом Хамероффом.
Авторы: Том Хьюстон и Джоэль Питни


За последние тридцать пять лет загадочная связь между квантовой физикой и сознанием постепенно стала основным двигателем формирования новой духовности «Восток встречает Запад». Каким-то образом люди смогли отыскать неопровержимую связь между неуловимым миром субатомных частиц и бесплотными сферами сознания и духа.
Все началось в 1975 году с книги «Дао Физики» Фритьофа Капры, затем переключилось на высшую передачу в 1979 году с книгой Гарри Зукава «Танцующие Мастера Ву Ли» и в течение 80х и 90х перешло на сверхзвуковые скорости при помощи Дипака Чопры, дойдя до стадии, что эту идею практически стало невозможно игнорировать.

В один судьбоносный день летом 1997 года, зайдя в книжный магазин Сиэтла, я натолкнулся на целых три книги о взаимосвязи между умом и материей сквозь призму квантовой физики: «Самоосознающая вселенная» Амита Госвами, «Духовная вселенная» Фреда Аллена Вульфа и 11 выпуск этого журнала с заголовком «Сможем ли мы с помощью науки достичь просветления». Воодушевившись, я купил обе книги, но после того как я быстро пробежался взглядом по журналу, они так и остались лежать, нетронутые на моей книжной полке.

Уже являясь к тому времени преданным сторонником представления о тождественности физики и мистицизма, шутливый скептицизм EnlightenNext сильно сбил меня с толку. Почему они сомневались, когда доказательства были такие ясные? Было совершенно очевидно, что глубокие измерения сознания и глубокие измерения материи соединялись воедино в загадочном королевстве квантовой физики. Верно? Не обязательно.

Вскоре я понял, что только лишь из-за того, что природа сознания загадочна и природа квантовой физики тоже загадочна - это не означает, что обе загадки, в конечном счете одно и то же.
К тому времени как неимоверно популярный фильм «Что мы вообще знаем!?» вышел на экраны в 2004 году и запустил идею о связи квантовой физики и сознания в совершенно новую плоскость, я работал редактором в EnlightenNext.
Я взялся написать обзор этого фильма с новообретенным пониманием и с учетом всех тонкостей, которые там приводились. С точки зрения меня и моих коллег, та видимая идеальная связь между квантовой физикой и сознанием было не более чем мечтательными Нью-Эйджовскими представлениями. А когда, в фильме подошли к более научным предположениям о том, что физике есть что сказать о сознании, мы нашли эти идеи не слишком убедительными. Но это все было до того как мы познакомились со Стюартом Хамероффом.

Несмотря на то, что он имеет почетное звание Профессора Анестезиологии и Психологии в Университете Аризоны, он большую часть своего времени проводит в отделении хирургии в Медицинском Центре Университета Аризоны.
Хамерроф наиболее известен благодаря своей работе в области изучения сознания. В 1994 году он основал серию конференций «Движение в сторону Науки о Сознании», собирая вместе мировых экспертов в области сознания каждые два года в Таксоне, Аризона, где исследуются различные стороны того, что называется «тяжелыми проблемами» - как и почему субъективный ум появляется из объективной материи.
В течение почти двадцати лет Хамерроф сотрудничает с Сэром Роджером Пенроузом - математиком-физиком из Оксфорда, для того чтобы развить (и защитить), без всякого преувеличения, впечатляющую, оригинальную и амбициозную квантово-физическую теорию сознания.

Данная теория – это синтез идей Хаммерофа и Пенроуза, каждый из которых специализируется в разных областях: Хамерофф изучает «микроканальцы» - мельчайшие структуры внутри клеток человеческого мозга, а Пенроуз работает в области взаимосвязи между квантовой физикой, гравитацией и геометрией пространства-времени.
В некотором смысле, их работу можно считать «великой теорией объединения» квантовой физики и сознания – теория, которая в стократ изощреннее и утонченнее, чем все, что вы можете найти в отделе духовности местного книжного магазина.

После того как я взял интервью у Хамероффа, я поставил под сомнение свой скептический взгляд на то, что я прежде окрестил «квантовым мистицизмом». И я уверен, что и другие в равной степени найдут его аргументы более чем убедительными.
Учитывая вышесказанное, считайте, что я вас предупредил.
Интервью, которое последует ниже не назовешь легким чтивом. Более того, может потребоваться более одного внимательного прочтения, прежде чем разные смысловые цепочки, которые Хамерофф нам выкладывает начнут структурироваться в вашем мозгу.
Но результат стоит затраченных усилий. Я не уверен, что я согласен со всеми выводами Хамероффа, да и он сам настаивает на том, что его теорию еще предстоит доказать. Однако в чем я уверен, это что его аргументы о взаимосвязи квантовой физики и сознания находятся в числе самых убедительных из всех, которых мне доводилось раньше слышать.


ТАЙНА МИКРОКАНАЛЬЦЕВ

ENLIGHTENNEXT: Вы наиболее известны как один из ведущих сторонников и популяризаторов квантово-физической теории ума . Как вы впервые заинтересовались тайнами сознания?
СТЮАРТ ХАМЕРОФФ: Я впервые заинтересовался сознанием, когда прошел университетский курс философии в конце 1960х годов.
Изучая преимущественно естественные науки и математику, я записался на курс, который назывался Философией Ума, и был заинтригован проблемой объяснения того, как сознательный опыт возникает из розово-серого куска мяса, которое мы называет мозгом. И этот интерес у меня остался на протяжении учебы в Медицинском Университете, где меня манило в сторону областей так или иначе связанных с сознанием – психиатрия, неврология, нейрохирургия.
Но однажды, в начале 1970х, проводя исследование в лаборатории изучения рака, я смотрел под микроскопом как клетки делятся, наблюдал как содержащие ДНК хромосомы разделялись и разъединялись на идеально равные зеркальные отражения друг друга.
Эти малюсенькие пряди, которые называются микроканальцами и эти маленькие механизмы, называющиеся центриолями, которые состоят из микроканальцев разделяли хромосомы друг от друга в элегантном танце. Этот танец должен был быть идеальным, потому что, если бы деление было бы неровным, это бы привело к появлению аномальных раковых клеток.
По какой-то причине, я зациклился на том, чтобы узнать как эти маленькие молекулярные механизмы знали точно, что нужно делать.
Я поражался тому, как они были организованы и тому, что их вело. Я заинтересовался, существовал ли на том уровне разум или может даже сознание.
Примерно в этот же период было открыто, что эти микроканальцы существуют во всех клетках, особенно в нейронах.
Нейроны мозга просто заполнены ими.
Таким образом, мне пришло на ум, что микроканальцы, которые вроде как демонстрировали своего рода разум или сознание в клеточном делении, могут быть связаны с возникновением сознания в мозгу.

Тогда я учился в Медицинском Университете в Филадельфии. После того как я получил диплом, я решил продолжить последипломную практику в Тасконе, Аризоне, чтобы решить в каком направлении дальше двигаться. Я склонялся больше в сторону неврологии, но тогда я познакомился с директором анестезиологии в новом Медицинском Университете Аризоны. Он сказал мне, что, если я действительно хочу понять сознание, то должен разобраться как работает анестезия, потому что анестезия избирательно стирает сознание, оставляя нетронутым другие функции мозга. Он показал мне работу, которую опубликовал его коллега в 1968 году, в которой он предполагал, что если применить эти газы, используемые в анестезиологии к микроканальцам, то они деполиримизуются – они разваливаются, деконструируя мозговые микроканальцы. К счастью, выяснилось, что это не так. Необходимо примерно в пять раз больше анестезии для деполиримизации микроканальцев, чтобы кто-либо потерял сознание. Но это показало мне, что анестезия на самом деле влияет на микроканальцы, что в свою очередь показало, что все эти вещи могут быть как то связаны с сознанием.

EN: Чем в точности является микроканалец?
SH: Микроканальцы являются молекулярными компоновками; это цилиндрические полимеры состоящие из повторяющихся последовательностей одного протеина, имеющий форму арахиса. Он называется тубулин и он может изгибаться «открыто» и «закрыто».
Этот протеин тубулин самостоятельно собирается в такие красивые элегантные полые цилиндры со стенками имеющие форму шестиугольных решеток. И эти цилиндры формируют цитоскелет, костнообразную структурную поддержку или «строительные леса» внутри всех животных клеток. Но они постоянно двигаются и перераспределяются. Перераспределение относится ко всему клеточному росту, развитию, движению и синоптическому упорядочению – очень важным вещам. Теперь, чем больше клетка ассиметрична, тем больше ей требуется эта структурная поддержка. Таким образом, нейронам с их продолговатыми аксонами и дендритами нужно много микроканальцев.
Если взглянуть внутрь нейрона, можно увидеть сотни микроканальцев, состоящие из порядка ста миллионов тубулиновых протеиновых субблоков. Можно сказать, что нейроны в действительности состоят из микроканальцев.

EN: Интересно! Большинство людей полагают, что сознание возникает в результате активности мозговых клеток или нейронов. Однако, вы говорите, что нет, возможно, что на самом деле, это могут быть эти необычайные малюсенькие структуры внутри нейронов, которые создают реальную физическую основу для появления сознания.
SH: Да, именно. Хотя, должен добавить, что и некоторые другие вещи привели меня в это направление.
Во-первых, я взглянул на одноклеточные организмы, такие как парамеция. Парамеция это одноклеточный организм и следовательно у него нет нейронов, потому что те тоже одноклеточные. Но он плавает, ищет пищу, избегает препятствия и хищников, ищет партнера, спаривается, а также может обучатся. По всей видимости у нее имеется какой-то разум. Не обязательно сознание, но у нее имеются когнитивные познавательные функции, что означает сенсорную переработку информации, контроль поведения и т.д. В некоторой степени у нее имеется разум, хотя отсутствуют нейроны. В тоже время у нее присутствуют микроканальцы, из чего я предположил, что парамеция использует свои микроканальцы, чтобы упорядочить свое поведении и познавательные функции.
Во-вторых, примерно в то время, когда я узнал о существовании микроканальцев, я также начал изучать компьютеры и стал читать про то, как в компьютере переключаются матрицы и сети.
По мере того как я более пристально изучал структуру микроканальцев, состоящих из комплекса решетчатых тубулиновых протеинов, которые могут быстро переключатся из открытого или закрытого состояния, колеблющихся в пределе наносекунды, до меня дошло, что макроканальцы вполне могут работать как молекулообразные компьютеры, как система разума внутри клеток.
Если брать аналогию здания, то в нем есть балки и структурные опоры, а также есть электропроводка и коммуникационная система. Таким образом идея состояла в том, что эти микроканальцы являются и тем и другим – они выступают не только в роли структурных опор и оборудования вовлеченных в клеточном делении, но также в роли компьютеров связанных с возникновением разума и сознание.

EN: То есть вы начали понимать, что на самом деле существует намного больше активности и даже может быть сознательной активности происходящей внутри мозга, чем большинство могли бы себе представить?
SH: Да. Я осознал, что для того чтобы понять человеческий мозг, вместо того, чтобы смотреть на него как на сто миллиардов тупых нейронов взаимодействующих друг с другом, чтобы создать что либо разумное или осознанное, нам надо признать факт, что каждый нейрон сам по себе был необычайно сложен и имел если не собственное сознание, то хотя бы какой-то внутренний разум или механизм обработки информации связанный с сознанием.
Таким образом, я начал работать с инженерами и физиками, которые моделировали и симулировали микроканальцы и мы продемонстрировали, что микроканальцы могут в самом деле быть очень эффективными компьютерами.
Вместо того, чтобы рассматривать каждый нейрон как единичный бит в компьютере мозга, как единицу или ноль, который запускался или нет – целостная активность микроканальцев внутри каждого нейрона приравнивалась потенциально к тысячи триллионов операций в секунду в компьютерной вычислительной мощи.
И эта модель неимоверно увеличила степень сложности строения мозга. Это было в основном в 1980 годах, и я в то время посещал много конференций по искусственному интеллекту, где они пытались смоделировать мозг как сеть простых нейронных переключателей, а я говорил: «Нет. Каждый из ваших простых переключателей необычайно сложен. Вам необходимо взять в расчет эту добавочную компьютерную сложность».
Им это не очень понравилось, потому что это отдалило их цель моделирования человеческого мозга очень, очень далеко. Из-за этого я стал немного непопулярным среди этой публики.
Но однажды, кто-то сказал мне: «Хорошо, допустим вы правы. Допустим, в каждом нейроне существует вся это неимоверная компьютерная мощь. Как это объясняет сознательный опыт? Как это объясняет, что у нас есть чувства, почему мы чувствуем боль, почему видим красный цвет? Как все это объясняет сознание?»
И я понял, что у меня нет ответа на этот вопрос, что приводит нас к тому, что Австралийский философ Дэйвид Чалмерз назвал «тяжелыми проблемами» исследований сознания.

EN: Вопрос того как извлечь ум из материи.
SH: Именно. РОДЖЕР ПЭНРОУЗ и Кот Шрёдингера
SH: К счастью, кто-то посоветовал мне прочитать книгу «Новый Ум Императора» английского математика-физика Сэра Роджера Пэнроуза. Я ее прочитал, и она меня просто потрясла. Заглавие книги было задумано как пощечина всем теоретикам искусственного интеллекта, потому что они придерживались мнения, что если у вас будет достаточно компьютерной мощи, то это даст рождение сознанию. Но Роджер оспорил это в довольно экстравагантном математическом направлении – то, что называется теоремой Геделя – что сознание включает в себя нечто неподвластное компьютерному моделированию. Понимание или осознание, другими словами это не вычислительная категория.
После того как он обосновал, что сознание это не строго вычисление, он затем предложил механизм для описания сознания, который включал в себя нечто настолько далекое за пределами привычного понимания, что большинство считало, и многие по сей день считают странным и причудливым. И его объяснение было связано с квантовой физикой.

Читая «Новый Ум Императора» я был ошарашен широтой и тонкостью знаний Пенроуза, большинство из которых я не понимал.
Но я знал то, что анестезирующие газы распространяют свое воздействие благодаря квантовым силам. Так что, идея о том, что сознание имело что-то общее с квантовой физикой было для меня понятно. И у меня было такое внутренне чувство, что он на что-то вышел; у него был механизм, который описывал сознание, основанный на том, что нейроны в мозге находятся в состоянии того, что физики называют «квантовой суперпозицией», - я это объясню ниже.
Я прочитал его книгу, и хотя в его описании что-то было, все же, его модели не доставало правильной биологической структуры. И я сказал себе: «Может микроканальцы это и есть те квантовые компьютеры, которые Пенроуз ищет».
Итак, я написал ему, и в скором времени мы договорились о встрече в его офисе в Оксфорде. Роджер мягкий, скромный человек, несмотря на все свои заслуги и гениальность. Он сделал так, что говорил все время только я. Ну я начал рассказывать ему про микроканальцы и показал ему книгу, которую я написал на эту тему в 1987 году. Он сосредоточено слушал, задавал вопросы и больше всего его заинтересовала геометрия Фибоначчи решетки микроканальца, потому что, по сути, он был экспертом геометрии до мозга костей.
Спустя несколько часов, наконец, он сказал: «Ну, это очень любопытно». Я попрощался и не надеялся, что дальше этого мы придвинемся. Но примерно спустя две недели я обедал с друзьями в Лондоне и один из них мне сказали: «Знаешь что? Мы были на одной конференции в Кэмбридже и Роджер Пэнроуз говорил о тебе и про твои микроканальцы». Вскоре после этого я получил приглашение на конференцию проходящей в Швеции, на которой должен был появиться Роджер. Мы на ней подружились и решили разработать формальную модель сознания основанной на его теории квантовой гравитации и вероятности квантовой суперпозиции применительно к микроканальцам в мозгу.

EN: Допустим я ничего не знаю про квантовую физику. Можете объяснить, что такое квантовая суперпозиция? И как она соотносится с сознанием или микроканальцами?
SH: Квантовый - это в буквальном смысле мельчайшая фундаментальная единица энергии, как например фотон, неделимая единица света. Но поведение на квантовом уровне очень странное, настолько странное, что это другой мир.
На самом деле, реальность, судя по всему, разделена на два мира: классический мир и квантовый мир.
Классический мир – это наш каждодневный привычный мир, в котором законы движения Ньютона, электромагнетизма и другие базовые физические законы описывают все довольно успешно. Если вы кинете мяч, то его траекторию, скорость, местоположение и т.д. можно легко предсказать и описать этими законами. Однако, как только мы спускаемся на более мелкие масштабы, допустим атомов и мельче – то мы вступаем в мир, где применимы совершенно другие физические законы, и делать предсказания становится значительно сложнее.
Например, частицы могут быть в двух местах или в двух состояниях одновременно. Они могут не только быть тут и там, но и тут и там одновременно. Вот, что означает суперпозиция.

Вещи могут быть во множественных местах или вести себя как волны, вроде размазанной вероятности, вместо того, чтобы быть точно определенными частицами со специфическим местонахождением или траекторией. И некоторые квантовые физики говорят, что пока квантовая система осознанно не наблюдаема или не измерена, она остается в суперпозиции множественных вероятностей, множественных сосуществующих состояний. Но как только измерена, квантовая вероятностная волна (волновая функция) коллапсируется или схлопывается в только одно состояние.

EN: Это означает, что человеческий наблюдатель требуется, чтобы коллапсировать состояние суперпозиции?
SH: В одной интерпретации квантовой физики, да. Датский физик Нильс Бор популяризировал эту модель, которая стала широко известна как Копенгагенская интерпретация. И если использовать эту модель до экстрима, то можно предположить, что если вы сидите в комнате и сзади вас на стене висит картина, тогда картина может находиться в суперпозиции, быть размазана в множественных местах одновременно, пока вы не повернетесь и не посмотрите на нее. Другими словами, любой ненаблюдаемый объект находится в волноподобном состоянии квантовой суперпозиции. Эта идея довольна странная и Эрвин Шредингер, еще один пионер квантовой физики, считал ее откровенно нелепой. Таким образом он придумал свой знаменитый мысленный эксперимент названный «Котом Шредингера», чтобы попытаться продемонстрировать насколько абсурдна была эта идея. [см. «Кот жив, кот мертв»].

Итак, вопрос поднятый мысленным экспериментом Шредингера был – насколько может быть большая эта квантовая суперпозиция? Неоднократно демонстрировалось в экспериментах, что мельчайшие частицы могут находиться в суперпозиции множественных сосуществующих вероятностей до тех пор, пока вы не проведете акт наблюдения или измерения, но может что либо величиной с кота, например, быть в двух состояниях одновременно? До сих пор на этот вопрос нет ответа, но именно этот вопрос подвигнул физиков придумать альтернативы Копенгагенской интерпретации – другие модели схлопывания волновой функции, которая не обязательно требует присутствия сознательного наблюдателя.

КВАНТ СОЗНАНИЯ

EN: И вы придерживаетесь одной из альтернатив Копенгагенской интерпретации?
SH: Ну, теория Роджера это одна из этих альтернатив. Он сказал – да, квантовая суперпозиция может, в самом деле, схлопнуться в одно определенное состояние через акт сознательного наблюдения, однако, как быть с системой, которая никогда не наблюдаема снаружи? Как быть с квантовой активностью внутри человеческого мозга? Роджер предложил, что в таких случаях, как только волновая функция достигает определенной точки, она само-схлопывается ввиду существования объективного прирожденного порога внутри самой ткани пространства-времени. И когда случается схлопывание этой суперпозиции, оно приводит к мгновению сознания. Другими словами, он оспорил то, что сознание не является причиной схлопывания волновой функции как предполагает Копенгагенская интерпретация.
Скорее, он предположил, что сознание это и есть схлопывание волновой функции, или по крайней мере один определенный вид схлопывания. Это квантовое схлопывание, которое наделяет фундаментальные единицы сознания осознанностью, точно также как сдвиг орбиты электрона выпускает фотон света. И так же как фотоны, квант сознания входит в спектр различных интенсивностей, частот и качеств.

EN: Ого! В этой интерпретации квантовой физики суперпозиции естественно коллапсируют сами по себе? И эти схлопывания каким-то образом порождают сознание?
SH: Да. В модели Роджера, которую он называет организованным объективным сокращением, вам не всегда нужен наблюдатель из вне. Если квантовая система доходит до критического порога, который включает с себя гравитационное деформирование на квантовом масштабе – она само-схлопывается.
Существует объективное, естественное сокращение квантовой волновой функции, которое приводит к единичному моменту сознания или единичному «кванту» сознания если хотите. И когда эти схлопывания случаются снова и снова в вашем мозгу, вы испытываете серию сознательных моментов, которые рождают ваше переживание потока сознания.
Таким образом, сознание в этой модели состоит из серии обособленных явлений и в то же время переживается как непрерывное.
Вы можете воспринимать это как кадры в киноленте, только в случае кино есть сторонний наблюдатель. В этой модели, у кадра, самого по себе, имеется встроенный в него наблюдатель.
Момент или миг сознания и квантовый коллапс волновой функции это одно и то же событие.
Это довольно глубокая идея. Роджер берет начало своей теории у общей теории относительности Эйнштейна, которая показывает, что большая масса, такая как у солнца, послужит причиной большого гравитационного искривления в самой ткани пространства/времени.
И Роджер сказал, ну тогда нет никакой причины, по которой общая теория относительности не будет справедлива и для крайне малых масштабов. Он говорит, что возможно, если у вас есть квантовая частица в двух местах одновременно – в состоянии суперпозиции – тогда частица слева и частица справа могут создавать мельчайшие искривления, что приводят к бифуркации (раздвоению) в геометрии пространства/времени.

Согласно тому, что в квантовой физике называют Гипотезой Множественных Миров, каждая из этих искривлений может разветвляться и формировать совершенно новую вселенную. Но Роджер говорит, что нет, эти квантовые искривления и разветвления нестабильны и после заданного количества времени они самосхлопнутся либо в одно искривление либо в другое. И когда такой тип гравитационного самосхлопывания происходит он приводит к мигу сознания.
Он пришел к этому через несколько слоев умозаключений, от которых просто дух захватывают, что касается его смелости, проницательности и многие даже скажут - безумия. Это было решением Роджера проблемы того, что же схлопывает волновую функцию, а также тяжелых вопросов сознания.
Невероятным образом, он также привязал общую теорию относительности, квантовую гравитацию и т.д в эту единую теорию, убивая одним выстрелом четыре или пять зайцев.

ьEN: Таким образом, согласно Пэнроузу, гравитационные эффекты на квантовом уровне являются причиной того, что волновые функции схлопываются автоматически, выпуская при этом мельчайшие импульсы сознания, которые каким-то образом являются следствием нашего непрерывного переживания сознательности, осознанности и жизни от момента к моменту?
SH: Именно. Я не знаю насколько вы знакомы с английским математиком и философом Альфредом Норт Уайтхедом, но его философия была очень стройна с этой моделью.
Он говорил, что сознание и материя были неразрывно связаны, появляясь в последовательности, которую он назвал «случаями переживаний».

По его мнению, вселенная не состоит из вещей или маленьких частиц. Это процесс. Она состоит из событий.

В начале 90х физик по имени Абнер Шимони указал на то, что случаи переживаний Уайтхеда очень схожи с квантовыми схлопываниями волновых функций, так что наши взгляды согласуются с Уайтхедом. Взгляд Уайтхеда также помогает объяснить «тяжелый вопрос», или то, почему у нас вообще есть сознательный опыт. Когда Роджер и я впервые вышли с нашей моделью, мы не нацелились на тяжелый вопрос непосредственно, но как только Журнал Исследования Сознания посвятил специальный номер ничему кроме именно этой тяжелой проблеме, мы сделали попытку. И в сущности, мы приняли что-то вроде Уайтхедистского «прото-панпсихистского» подхода.

Обычный панпсихизм говорит, что все наделено сознанием – каждый атом, каждая молекула, каждое это, каждое то. Но это идея никогда до конца не имела для меня смысла. И мы использовали разновидность панпсихизма, которая я думаю имеет смысл - прото-панпсихизм, который говорит, что по крайней мере предшественники сознания неотъемлемы и встроены во вселенную в то, что известно как масштаб Планка, что является мельчайшим, изначальным уровнем квантового пространства/времени.
Если вы представите масштаб Планка, в сущности, как сложный геометрический шаблон, который по природе своей фрактален и способен повторять себя на более высоких масштабах и величинах, тогда предположительно встроенные несократимые компоненты реальности встроены в этот геометрически квантовый шаблон – это базовые строительные кирпичики реальности.

Физика указывает на то, что фундаментальные свойства материи такие так спин, масса и заряд являются неотъемлемыми компонентами вселенной, которые каким-то образом встроены в этот Планковый масштаб геометрии.
Таким образом, Роджер предложил, что может быть квалия – изначальные компоненты сознания, осознанности или по крайней мере их предшественников – также являются фундаментальными, несократимыми, они встроены в изначальную ткань вселенной.
Это также может включать в себя Платоническую информацию, вроде качеств доброты, истины и красоты. В конце концов, почему предшественники материи могут присутствовать на этом уровне, но не предшественники ума?

EN: Хороший вопрос. Вы говорите, что возможно по крайней мере какой-то базовый уровень сознания является фундаментальным для вселенной как например законы физики?
SH: Да. У Уайтхеда была идея о том, что эти случаи переживаний или дискретные моменты осознанности появляются как волны внутри более обширного океана протосознания.
В модели, которую мы разработали с Роджером, эти дискретные моменты человеческого сознания на самом деле являются схлопываниями квантовых волновых функций, которые появляются внутри более широкого универсального поля протосознания, являющиеся геометрией пространства /времени масштаба Планка.
Я бы не сказал, что вселенная осознанна, также как я бы не сказал, что она полностью желтая или фиолетовая или мокрая и т.д. Но в правильных условиях, все это может быть справедливо для малых областей вселенной.
Несхлопнутые, все еще находящиеся в суперпозиции предшественники сознания являются своего рода сновидениями.
Когда случается объективное сокращение, вселенная или малая ее часть просыпается.

ГАММА ЧАСТОТЫ И ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ

EN: Мы начали разговор с микроканальцев. Пожалуйста, свяжите вместе все вышесказанное. Как эти схлопывания квантовых волновых функций соотносятся с тем, что происходит с микроканальцами в мозгу?
SH: Ну, если мы посмотрим на то, что происходит среди микроканальцев, мы узнаем, что сознание в мозгу случается примерно сорок раз за секунду. Это называется гамма синхрония , что происходит от открытия немецкого ученого Вулфа Сингера, сделанного им в 1980х годах, во время его экспериментов с крайне чувствительными электроэнцефалограммами.
Упрощенно говоря, с помощью ЭЭГ вы получаете волнистые линии на дисплее, которые отражают дельта, тета, альфа и бета волны.
Они отражают электрические импульсы в мозгу, в пределе от нуля до примерно тридцати герц или волн в секунду.

Но Сингер открыл более высокую, идеально гармоничную частоту, которая стала известна как гамма синхрония.
Она была в пределе от тридцати до девяноста герц или даже выше, хотя сорок герц это норма.
Эта идеальная электрическая синхрония является лучшим указателем невральной корреляты сознания в мозгу, который у нас есть. И в модели, которую мы с Роджерем создали, мы предположили, что гамма синхрония Сингера это в сущности указатель на то, что квантовые схлопывания среди связанных организованных сетей мозговых микроканальцев происходят около сорока раз в секунду или даже больше.

EN: Вы говорите, что наблюдая за чьим-то мозгом при помощи устройства ЭЭГ, исследователи смогли выделить определенную частоту активности, которая только коррелирует с сознательными переживаниями?
SH: Должно существовать критическое количество гамма синхронии, но вообще да. И оно может возникать только в разных областях мозга, как бы перемещаясь.
Например, если кто-то нюхает розу, то в обонятельной сенсорной системе мозга появится эта гамма синхрония. Если вы воспринимаете зрительную информацию, то гамма синхрония появится в визуальной и лобной доле мозга. Для сексуального удовольствия существует гамма синхрония в своей определенной доле головного мозга и т.д.

Гамма синхрония в мозгу может быть где угодно и в любое время, и эта синхрония соотносится с сознанием.

Повторю еще раз, наш сознательные опыт это на самом деле последовательность обособленных событий, последовательность квантовых кадров, появляющихся примерно сорок раз в секунду.
Точно также как кадры в киноленте, наше сознание воспринимается как непрерывный поток, потому что кадры появляются в скоростной последовательности.
Еще я должен отметить, что последовательность сознательных событий может разниться. И может быть, что в возвышенных или измененных состояниях сознания у нас случаются больше сознательных моментов в секунду, что означает, что наше восприятие внешнего мира должно замедлятся.
Например, во время автокатастроф, когда машина переворачивается, люди часто говорят, что время для них замедляется и внешний мир течет как бы в замедленном режиме. Это может быть из-за того, что их частота гамма синхронии изменилась в этих условиях от сорока герц до восьмидесяти герц.
Таким же образом, кто-то однажды спросил Майкла Джордана, когда он пыл на пике, как ему удалось переиграть другую команду так легко. Он сказал, что когда он играет хорошо, другая команда играет как бы в замедленном режиме. Так что, может быть, Майкл Джордан переживал шестьдесят, семьдесят или восемьдесят сознательных моментов в секунду, в то время когда другая команда переживала только сорок.

Подобное можно также наблюдать у медитирующих монахов. Буддистские тексты описывают колыхания чистой осознанности, которые как ни странно подсчитывались – это около шести с половиной миллионов сознательных моментов за день, что входит в пределы гамма синхронии. Пару лет назад Далай Лама прислал несколько самых лучших своих медитаторов в лабораторию в Висконсине.
Было обнаружено, что во время медитации у монахов была отмечена наивысшая гамма синхрония когда либо зафиксированная. Они функционировали в пределах восьмидесяти до ста герц, тогда как обычный человек в районе сорока.
Даже в самом начале, прежде чем они садились медитировать, монахи показали необычно высокую частоту гамма синхронии. Годы медитации изменил их мозг, и они чувствовали себя вполне комфортно в этих пределах повышенной частоты гамма синхронии.
Это предполагает, что их сознательный опыт более насыщенный и богатый, нежели у среднестатистического человека.

ДУХОВНОСТЬ ГЕОМЕТРИИ ПРОСТРАНСТВА/ВРЕМЕНИ

EN: Хорошо. У меня по этому поводу есть вопрос. Если сознание возникает в результате определенных частот квантовых схлопываний в мозгу, тогда ваша теория все равно может считаться материалистичной, правда? Сознание все равно остается побочным продуктом активности мозга, только опущенное до уровня того, что вы называете квантовым пространством/время.
SH: Секундочку! Материальный означает «материя». Материя возникает из нечто более фундаментального, из того что называется квантовой геометрией пространства/времени. Так что это опускается намного ниже масштаба материи. Основа материи…нематериальна.

EN: Можете пояснить?
SH: По сути, если рассматривать ум и материю, а также отношения между ними, то существует ряд разных философий из которых можно выбрать.
Во-первых, есть дуализм, где ум и материя не соотносятся друг с другом; между ними каменная стена.
Дальше есть обычный материализм - конвенциальный взгляд, который говорит, что материя создает ум.
Затем есть идеализм и разные мистические подходы, которые говорят, что ум создает материю.

По моему мнению, ни одна из них не работает. У всех есть проблемы. Так что последний выбор, я думаю, это то, что называется нейтральным монизмом, который был выдвинут в Западной философии такими фигурами как Бертранд Рассел, Уиллиам Джеймс и Барух Спиноза, а также различными учениями недвойственности в Восточной философии.

Нейтральный монизм говорит, что существует одна единственная лежащая в основе сущность, которая рождает с одной стороны материю и с другой стороны ум.

В нашей модели эта сущность, дающая жизнь как уму, так и материи называется квантовой геометрией пространства/времени.

В Ведической традиции ее называют Брахманом, лежащая в основе всего сущность бытия. Так что она не материалистична – она идет глубже материи. Мы говорим о размерах на двадцать пять уровней меньше атома. Там нет материи! Там что-то еще.
Я называю это геометрией пространства/времени, индуисты называют это Брахманом.
Можно называть это как угодно – духом, космосом, квантовой гравитацией.
Чем бы оно ни было, оно рождает как материю, так и ум, и является первоосновой всей реальности.

EN: Таким образом вы говорите, что основываясь на вашей модели реальность может фундаментально рассматриваться как нечто духовное? SH: Во-первых я хочу отметить, что Роджер не относит свою работу к духовности. Но мне нечего терять, так что, почему бы и нет?
Я недавно написал блог на эту тему после посещения конференции по атеизму. Я назвал свой пост «Скунс на атеистической конвенции», потому что я нехило навонял про духовность и это не слишком уж хорошо прошло.
По сути, я сказал, что не поддерживаю ни одну из организованных религий - и Ричард Докинз, Патрисия Черчлэнд и другие атеисты очень сильно нападали на религию – но я сказал, что на основе того, что нам известно о квантовой физике и сознании, мы должны всерьез отнестись к научной возможности существования духовности.

И определяя духовность, я назвал три вещи.

Первое - это внутренняя связь всех живых существ и вселенной как целой, и я сказал, что это возможно через феномен, квантовой сплетенности, что указывает на возможность двух элементарных частиц быть тесно связанными вопреки видимых ограничений пространства/времени.

Второе – это своего рода божественного руководства или космической мудрости, влияющей на наши поступки, что может быть ввиду Платонических ценностей вшитых в фундаментальную геометрию пространства/времени.

И наконец, есть вероятность, что сознание продолжает существование вне тела после смерти. Примерно десять лет назад в Европе провели два исследования об околосмертных и внетелесных переживаниях. В обоих исследованиях принимали участие более ста пациентов, с которыми случались сердечные удары. Было установлено, что у примерно семнадцати процентов этих пациентов были эти околосмертные и внетелесные переживания. Потом BBC сделали шоу «День, когда я умер», в котором они спрашивали специалистов, которые проводили исследования могул ли они объяснить эти переживания научным образом. И они ответили: «У нас нет малейшего понятия. Почему бы вам не спросить Пенроуза и Хамероффа, потому что они занимаются этой странной квантовой фигней».
Роджер не дал никаких комментариев, а я сказал, ну в определенных условиях сознание появляется в микроканальцах мозга и около них, на уровне геометрии пространства/времени.
И вот, когда кровь и кислород прекращают свой поток, и квантовая согласованность в микроканальцах мозга прекращается, тогда квантовая информация, которая там была раньше не уничтожается. Она продолжает существовать на масштабе Планка и она может рассеиваться или вытекать, но все равно остается сплетенной в виде определенного шаблона, во всяком случае, временно.
Таким образом, если пациент оживает, то квантовый шаблон возвращается обратно в микроканальцы мозга, и пациент затем рассказывает о своем внетелесном или околосмертном переживании. Если пациент умирает, то возможно, что квантовая информация может оставаться сплетенной в каком-то послесмертном состоянии. И вполне возможно, что информация может возвращаться обратно в какое-то другое существо, например в зиготу или эмбрион.
В этом случае у нас случается нечто похожее на реинкарнацию. Так, я не говорю что имеются доказательства такого явления, я всего лишь указываю на достаточно правдоподобный довод.
Я говорю, что если такое и происходит, то вот так оно может происходить по нашей модели.
С научной точки зрения очень похоже на правду, что если сознание это квантовый эффект возникающий в геометрии пространства/времени, тогда любой отдельно взятый шаблон сознания не исчезает, потому что квантовая информация не исчезает. Она просто преобразовывает себя в пределах геометрии пространства/времени.

EN: Давайте посмотрим, правильно ли я уловил вашу теорию. По сути, вы говорите, что по крайней мере какой-то базовый уровень сознания вшит в саму ткань пространства/времени, и именно это сплетенная квантовая активность в микроканальцах мозга позволяет усиливать это базовое вселенское сознание, которое уже там?
SH: Да, или просто, чтобы иметь доступ к нему, соединяться с ним, становиться единым с ним.
В нашей модели сознание это естественный процесс, возникающий в пространстве/времени на уровне масштаба Планка. И микроканальцы в человеческом мозгу эволюционировали в специфическую конфигурацию, которая позволяет этому процессу происходить таким образом, который также включает восприятие, вычисление и разум.

Знаете, большинство людей думают, что сознание возникло на протяжении эонов как побочный продукт случайных мутаций и неотъемлемой сложности естественного отбора, но я полагаю, что все было как раз наоборот.

Я думаю, фундаментальное поле протосознательного опыта была всегда, со времен Большого Взрыв, на Планковском уровне, и так биология эволюционировала и адаптировалась для того, чтобы иметь доступ и максимизировать качества и потенциалы скрытые в нем.
Конечно, ставить сознание на самый фундаментальный уровень вселенной имеет большие последствия для просветления и духовности.
Я бы сказал, немного спекулируя, что когда кто-либо медитирует или становится просветленным, они двигаются все более глубоко в это квантовое королевство.
Я полагаю, что когда вы медитируете и достигаете ничто или то, что люди называют ничто в их медитации, то это не совсем ничто.
Я думаю, что на самом деле это геометрия пространства/времени, и вы открываете доступ к источнику просветленной мудрости подключаясь к этому фундаментальному полю.

Вы двигаетесь все глубже в эту основополагающую ткань вселенной и в самом деле становитесь все больше сознательно ее частью.

В сущности, Каббала говорит, что существует с одной стороны мир мудрости и света, а с другой мир борьбы и страдания, и сознание танцует на краю этих двух миров.

Я думаю, что это очень похоже на то, что происходит – что сознание танцует на краю двух миров, или иначе, это процесс происходящий на лезвии ножа между квантовым и классическим миром.
Так духовные практики вроде медитации позволяют вам нырнуть в эту глубину и погрузиться в этот квантовый Платонический мир мудрости и света, что является первоосновой всех вещей, как материальных так и умственных. Это даже можно назвать Богом, если хотите.

Именно поэтому я верю, что если будет доказана гипотеза о квантовом сознании, то это сильно увеличит доверие духовным измерениям жизни. Это сильно подкосит материалистов и я думаю у многих людей появится надежда.