Re: Путешествие по сакральным местам Души
Берта 10 ноя 2010, 12:03
ИЕРУСАЛИМ ХРАМОВАЯ ГОРА
Храмовая гора, она же гора Мория, она же Харам аш-Шариф, находится в юго-восточном углу Старого Города, примыкая к его внешней стене, и является самым важным и святым местом с точки зрения еврейской традиции, а также святым местом для христиан и мусульман.
Подняться на нее можно через несколько ворот, однако туристов пускают лишь через Магрибские, расположенные неподалеку от Мусорных ворот Старого Города.
Сегодня в центре горы находится так называемый Наскальный купол, который иногда ошибочно называют мечетью Омара.
Мечеть Омара в действительности существует и находится в другом месте — недалеко от Храма Гроба Господня. Наскальный купол является самой важной точкой Храмовой горы. По-арабски он называется Куббат эс-Сахра, а на иврите — Кипат ха-Сэла.
На сегодняшний день управление Храмовой горой находится в руках мусульман и евреям и христианам на ней молиться запрещено.
Мусульмане считают Храмовую гору своей третьей святыней после Мекки и Медины. Там же на Храмовой горе находятся одна из важнейших мусульманских мечетей Аль-Акса, ряд строений различных мусульманских периодов и небольшой Музей исламской культуры.
Внутри, в теле горы произведен ряд раскопок, позволяющих наглядно увидеть историю этого места, в том числе туннель, который сегодня называют Хасмонейским.
По периметру гора окружена стеной и является почти правильным прямоугольником 480 на 300 м. Общая площадь составляет порядка 14,5 га со времен Ирода.
Самым древним является небольшой участок западной стены, так называемая Стена Плача построенная Иродом Великим при перестройке Храмовой горы и Второго Храма. Во многих традициях ее называют просто «Западная стена» в связи с пророчеством Иеремии, о том, что Храм будет разрушен, но его западная стена останется во веки веков.
На гору сегодня ведут трое ворот с западной стороны — ворота на мосту над Стеной Плача, так называемые Магрибские ворота, в честь мусульман — паломников из стран Северной Африки, совершавших сюда хадж — единственные ворота, выходящие в Еврейский квартал, и именно поэтому ими пользуются туристы, желающие посетить святое место.
Севернее, уже в Мусульманском квартале, еще двое ворот: Шильшелет и Машгиях. Последние по-арабски называются Ала эд-Дин или Баб эль-Натир. Через эти двое ворот на гору поднимаются мусульмане, желающие помолиться в святых местах.
Ворота с восточной стороны, так называемые Ворота Милосердия или Золотые ворота, заложены, поскольку, по еврейской и христианской традициям, именно через них должен войти в город Мессия. Есть также ряд не используемых ворот с севера.
В пятницу и мусульманские праздники вход на гору разрешен только мусульманам.
С Храмовой горой связан целый рад традиций, признаваемых всеми тремя основными религиями и делающих это место столь святым.
Прежде всего, под Наскальным куполом находится Краеугольный камень, на иврите — Эвен ха-Штия, а на арабском — эс-Сахра.
Именно на эту скалу Господь взгромоздил мир в третий день творения.
На этот камень возложил Авраам Исаака, чтобы принести его в жертву Всевышнему и Господь остановил его руку. Отсюда идентификация горы как места, называемого Мория. История жертвоприношения Исаака важна не только для иудаизма, христиане видят в сыне Авраама первую, несостоявшуюся, жертву за человечество, предтечу Иисуса.
На этом камне спал Иаков, когда бежал от гнева Исава.
На нем восстал ангел Господень при царе Давиде, когда мор поразил город.
На него поставил царь Давид Ковчег Завета, перенеся его из Кирьят-Йеарим.
На нем стояла Святая Святых — Кадош ха-Кдушим при царе Соломоне и при Втором Храме.
Да и, собственно, сам Иерусалим, святая столица Израиля, был основан царем Давидом именно здесь, благодаря близости к святому месту.
Царь Соломон насыпал здесь сотни кубометров грунта для выравнивания и укрепления горы перед постройкой Храма. Соломон насыпал также перемычку, названную «Мило», между горой и холмом, на котором стояла цитадель Давида. Храм был построен финикийскими архитекторами из ливанского кедра, доставляемого морем из Финикии. На Храм пошла масса золота и серебра. Здание было ориентировано примерно восток-запад и вход находился напротив Масличной горы. Состоял из системы дворов — общий, еврейский, мужской, Святая Святых. В последнюю раз в год в Йом Кипур заходил главный коэн.
В Храме приносили в жертву рыжую телицу и козла, одного из двух. Второй был козел отпущения. Приносились жертвы. Храм был разрушен царем Навуходоносором, захватившим Иудею в 587 г. до Н. э. Второй Храм, отстроенный евреями, вернувшимися из вавилонского — персидского плена по дозволению царя Кира в 536 г. до н. э., был значительно меньшего размера, чем Соломонов. Перестраивался Эзрой и Нехемией, хасмонейскими царями, а затем царем Иродом Великим. Ирод также изменил ландшафт, построив стену вокруг горы и наведя систему арок между стеной и телом горы, чтобы, засыпав все это сверху землей, расширить площадь Храма.
Именно этот Храм многократно упоминается в Новом Завете как место, куда приходил Иисус, где в двенадцатилетнем возрасте его забыли родители, где он спорил со старейшинами и разгонял торговцев, как Храм, о котором он постоянно упоминает. Этот Храм был разрушен римскими войсками Тита Флавия в 70 г. н. э. Во время восстания Бар-Кохбы евреи пытались восстановить Храм, но неудачно. Затем были попытки при императоре Юлиане в 361 г., во время недолгого персидского правления 7 в. и попытки тамплиеров.
Отсюда, по мусульманской традиции, архангел Гавриил поднял на небо Магомета на крылатом коне Аль-Бурак, забрав пророка ночью из дома, а затем, вернул его в Мекку.
Когда арабы Хиджа-за заняли Иерусалим, разбив византийцев и персов в 638 г., они нашли вершину Храмовой горы запущенной и замусоренной. По традиции, христиане заваливали гору, как и Яд Авшалом, мусором во исполнение пророчества Иисуса о запустении Святого Города.
Принявший ислам еврей Кааб эль-Ахбар показал халифу Омару правильное место. Воины ислама размели мусор, затем, по мусульманской легенде, три дня лили очистительные дожди, моя Камень. Затем по приказу халифа возвели временное сооружение, построенное из дерева, от которого, впрочем, не осталось никаких следов, и лишь одно упоминание в литературе о его существовании, относящееся к 670 г. — дневник путешественника по имени Аркуль-фус. Позже купол был перестроен во времена халифа Абд эль-Малика с 687 по 692 г. по проектам византийских христианских архитекторов. Они подняли здание на 3 м, возведя насыпь, или на 4 ступени. Были воздвигнуты элегантные портики под названием «мавазин», что означает «весы» — реминисценция Страшного суда. Здание имеет восьмиугольную форму в основании, на котором стоит цилиндрическое сооружение, заканчивающееся круглым куполом. Основание отделано мрамором и, как считается, выглядит так с момента постройки в 7 в. Разумеется, сам мрамор неоднократно менялся при ремонтах. Верх представляет собой цветную керамику, тоже менявшуюся неоднократно, однако в едином стиле. Голубая плитка и многоцветный мрамор верха — дело Сулеймана Великолепного в 1552 г., же как и изготовленная на персидсидских заводах в Кашане майолика. До 16 в. цилиндрическая часть здания была покрыта мозаикой, куски которой найдены раскопках и хранятся в Музее ислама здесь же, на Храмовой горе. Опоясывающий купол фриз — работа турецкого каллиграфа Мохаммада Чафика 1876 г. Сам шаровидный купол сегодня сделан из меди, покрытой золотом, однако в действительности золотым он стал лишь последнего последнего ремонта в 1992 г., до того с г. 1958 купол был алюминиевым под цвет золота, а до 1958 г. — черным, как изображено на старых рисунках и фотографиях. Черный цвет — знамя арабской династии Аббасидов. Перестройка 1958 г. вводилась под руководством короля Иордании Хусейна. Все здание в высоту имеет 43 м, длина каждой из граней восьмиугольника — 20, а высота — 7м. Интерьер с двойной колоннадой из 12 пилястров и 28 колонн состоит из частей, собранных из разрушенных церквей.
В центре помещения — Краеугольный камень, вокруг — двойной восьмиугольный коридор. Здание имеет 8 ворот, каждые (своим названием. Северные — Райские, Восточные — Давидовы, южные — Ангельские, западные — Женские.
Наскальный купол не похож ни на одно мусульманское или арабское здание в мире по своей форме и конструкции — следствие проектирования его христианскими архитекторами. В римской и христианской архитектуре есть похожие аналоги — римляне строили так гробницы-усыпальницы, в раннехристианский период восьмиугольную форму имели баптистерии, позже — церкви, например, Айя-София в Костантинополе или капелла Сант-Виталие в Раввене. Сам купол — двойной, внутренняя его часть деревянная, построена в 11 в., после его падения в 1016 г., еще до землетрясения. Согласно мусульманской историографии, в этот год пострадали все 3 основных святых здания ислама — Кааба в Мекке, усыпальница пророка в Медине и Купол в Иерусалиме. Верхняя надпись на Куполе — цитата из 20-й суры Корана. Рисунок геометрический, выполнен в «бесконечной» схематической форме. Окна и нижняя часть Купола — более поздние, оттоманского периода. Сохранилось довольно много мамелюкских построек и украшений. С южной стороны от камня — небольшая башенка, в которой, по мусульманской традиции, хранятся 3 волоска из бороды пророка Мухаммеда, а сама она стоит над якобы оставленным им в камне при вознесении на небо следом ноги. Раз в год, в день вознесения пророка на небеса, эти волоски выставляют на обозрение верующим.
Под скалой — несколько ступеней, ведущих в «колодец душ», по мусульманской легенде — место Страшного суда. Вход на лестницу и ступени — эпохи крестоносцев. Сама пещера расширена в мусульманский период. Есть предположение Ривки Гонен, что это была погребальная пещера в 3 тысячелетии до н. э., однако никаких реальных оснований так предполагать не существует, и, скорее всего, не могло быть так, что царь Соломон поставил свой Храм над местом захоронения. В пещере с двух сторон от лестницы 2 мусульманских алтаря — михраба, справа от спуска посвященный Соломону, слева — Давиду. Михрабы эти поставлены, вероятно, еще Абд эль-Маликом.
Во времена Первого крестового похода, когда рыцари заняли Иерусалим, Храмовая гора была передана в руки тамплиеров, которые превратили Наскальный купол в церковь — Темплюм Домини, Храм Господень.
Мечеть Аль-Акса, «Крайняя»,знаменует вознесение Магомета на коне Аль-Бурак — «Молния».
Кроме этих двух грандиозных зданий на Храмовой горе есть целый ряд небольших построек мусульманского периода, таких как каменная чаша, сделанная по указанию эмира Танзика, правителя Дамаска в 1320 г.
Есть также Летняя Кафедра, мраморная платформа, существующая со времен победителя крестоносцев Саладина.
Рядом с ней — купол Юсуфа, построенный и 1191 г. по указанию Саладина и перестроенный в 1681 г. по указу Юсуфа Аги, правителя Константинополя.
Недалеко от него эль-Рассасия, или Мемориал Учебы, построенный в 1207 г. Айюбской династией, призывавшей к изучению арабского языка.
Ближайшая к Наскальному куполу постройка — Мемориал Пророка, трехметровый купол, построенный турецким правителем Мухаммедом Беком. С запада от Наскального купола — мраморный Мемориал Восхождения на Небеса. По мусульманской традиции, Мухаммед молился здесь, прежде чем вознестись к Аллаху.
Недалеко — Купол Духов, где, как считают мусульмане, собираются души умерших людей. Этот купол имеет 4 м в диаметре и 2 с половиной в высоту.
У северо-западной галереи стоит Мемориал Пророка Ильи, которого мусульмане также считают одним из своих святых. Особенно его почитают дервиши.
Напротив ворот Шильшелет находится квадратное здание, которое называют Мемориалом Моисея, построенное в 1249 г. айюбским султаном Саладином. Моисей также является героем исламской традиции. В юго-восточном углу — подземные помещения, ключ от входа в которые хранится у хранителей Храмовой горы. Эти помещения и называют знаменитыми Соломоновыми конюшнями, хотя построены они, скорее всего, во времена крестоносцев. Мусульманская традиция утверждает, что в этом месте был рожден Иисус. Нишу у входа называют михрабом Девы Марии. Ступени ведут в подземное помещение, размером 55 на "100 м, разделенное 12 рядами квадратных колонн, поддерживающих арки, на которых держится крыша.
Ирод Великий построил дополнительные стены для поддержки сооружения и южной стены Храмовой горы. Тогда уровень пола горы был примерно на 3 м выше.
Под углом к этим двум зданиям, непосредственно между ними и Магрибскими воротами, примыкает Исламский музей. Здание музея, как предполагается, было построено в период правления Омейядов, а при айюбской династии передано в пользование общине мусульман — выходцев из Северной Африки, что и дало название близлежащим воротам и самому зданию — Магрибская мечеть. Реставрация здания была проведена турецким правителем, султаном Абдулом Азизом в 1871 г. Музеем служит с 1923 г. Здесь выставлены инструменты, оружие, свитки Корана и археологические находки Храмовой горы, связанные с исламским периодом.
Посередине западного края горы — открытая конструкция с 11-ю сторонами, так называемый Мемориал Цепи. Постройка имеет 2 колоннады из 11 колонн. По мусульманской традиции, здесь царь Давид правил суд, поэтому второе название этого места — Суд Давида.
На восток от него ступени Аль-Бурака по имени легендарного коня, а на запад — ворота и улица Цепи, или Шильпелет на иврите. По-арабски — Баб эс-Сильсиль. Это — основной проход на Храмовую гору с запада в наше время.
Напротив ворот сабил — водный источник, построенный в 16 в. Сулейманом Великолепным. Ворота Милосердия, те через которые в город вошел Мухаммед и не должен войти, по планам мусульман, еврейский или христианский Мессия, одновременно являются и воротами Храма и воротами города.
Недалеко от этих заложенных ворот — квадратная постройка с двумя куполами — так называемый Трон Соломона, возведенный в омейядский период в 7-8 вв. н. э. Легенда гласит, что царь Соломон сидел здесь, наблюдая за постройкой своего Храма. С северо-востока на гору ведут ворота Колен, через которые проходили, по мусульманской традиции, израильские колена, посещавшие Храм.
На запад от них — ворота Искупления, где дети Израиля должны были молить об искуплении грехов, опять-таки по мусульманской традиции.
В самой западной части северной стены находятся Темные ворота, называемые так, поскольку к ним ведет темный проход. На юго-запад от Темных ворот — восьмиугольная конструкция с 8 окнами, называемая арабами Мемориал Соломона. Их традиция считает, что здесь молился царь Соломон, когда строительство Храма было закончено. Другая традиция называет эту постройку Малым Наскальным куполом, поскольку в ее основании лежит осколок Краеугольного камня.
по книге И. Торика "Энциклопедический путеводитель по Израилю"