щь.
Не следует понимать, что сама шишковидная железа как физический орган обладает высокими оккультными свойствами. Пока шишковидная железа не разбужена огненной энергией кундалини, она является носителем низшего разума. Когда в сознании проявляется духовная мысль, на нее отвечает аура шишковидной железы. Свет этой ауры постоянно вибрирует; он имеет семь градаций оттенков от самого тусклого к самому яркому [13, с.117]. Вокруг шишковидной железы всегда играют огни, но когда на миг ее “озаряет” кундалини, видна вся Вселенная [там же, с.125].
Но “пробудить Третий глаз должен” другой важный орган, находящийся у основания головного мозга. Это тоже маленькая железка, которую называют или питуитарным телом, или гипофизом. Гипофиз связывает мозг с астральным телом, соответственно, с астральным миром. Если гипофиз развит, то мозг сохраняет впечатления и информацию из астрального мира, полученную во время сна. «По мере продвижения человека по пути эволюции оживают чакры астрального тела, и гипофиз становится физическим органом для астрального, а позднее ментального ясновидения» [17,с.154]. « Молекулярные движения мокротной железы (гипофиза) рождают психическое зрение (с низшего астрала - Л.К.), но для духовного, высшего зрения нужно вызвать такие же молекулярные движения и в шишковидной железе. Излучения, или эманации, этих желез, объединяясь, дают высшие следствия» [6, с.537,28.08.31]. Гипофиз — возбудитель шишковидной железы. В обычном состоянии аура пульсирует в обоих центрах — в шишковидной железе и гипофизе; пульсация похожа на пульсацию сердца и никогда не прекращается в течение жизни.
Когда развивается ясновидение, при определенном напряжении, пульсация аур усиливается. Дуга гипофиза поднимается вверх «по направлению к шишковидной железе, пока ее не ударяет током точно так же, как электрический ток ударяет о какой-нибудь твердый предмет, и тогда спящий орган (шишковидная железа) пробуждается и возгорается, сияя чистым Огнем Акаши» [13, с.335]. Шишковидная железа соответствует Высшему Манасу, гипофиз — Буддхи. Когда вибрирующий свет Кундалини, который струится из Буддхи, коснется шишковидной железы, происходит слияние энергии Высшего Манаса и Буддхи, а т.к. Буддхи является проводником Атмы [см. разд.“ Высшая Триада”], эти три энергии вибрируют в трех высших полостях головного мозга и излучают ореол света, который виден у очень святых людей [там же,с.442]. «Огонь шишковидной железы сливается с секрециями питуитарной железы при достижении Архатства». Но это слияние должно происходить в нескольких жизнях [10,т.1,с.333;18.04.49].
Итак, пробудить Третий глаз должен именно гипофиз, который есть «всего лишь слуга шишковидной железы, ее факелоносец», бегущий с факелом впереди своего господина [13,с.333,444]. Шишковидная железа — есть возбудитель Воли (Атма -7-ой принцип), гипофиз — возбудитель ясновидения (связь с астральным планом и низшим ментальным). Шишковидная железа соответствует Невидимому Солнцу в нашей Вселенной (т.е. Центральному Духовному Солнцу); гипофиз отвечает Луне [10,т.2,с.309], Гипофиз — символ материи, женский аспект; шишковидная железа — мужской аспект, символ духа. Следовательно, только в объединении излучений этих двух центров возможны высшие, духовные следствия.
Следует отметить еще одну важную функцию шишковидной железы. При рассмотрении центра Муладхара, говорилось, что с достижением человечеством определенного этапа эволюции энергия Кундалини будет направляться из Муладхары не к воспроизводящим органам, а в сердечный центр (Анахату) и в шишковидную железу. Атрофированная в настоящее время она станет активной в Шестой Коренной Расе, и через нее сможет действовать духовная творческая энергия; тогда станет возможен совершенный брак. В процессе эволюции человек разовьет с помощью шишковидной железы и гипофиза еще два чувства — яснослышание и ясновидение. С развитием шишковидной железы мысль будет передаваться от одного мозга к другому. Человек будет способен воспринимать ментальные вибрации и пользоваться ими для общения. Гипофиз, как говорилось ранее, будет служить органом ясновидения, но это не будут те случайные проблески, которые бывают у многих, но сознательное видение бывших явлений и будущих событий. Человек, раскрывший центр Аджна (при объединенной работе шишковидной железы и гипофиза), может наблюдать работу внутренних органов, может видеть сквозь препятствия, сквозь стены, через расстояния, сможет наблюдать жизнь растений и минералов.
Но будем помнить, что ни механические приемы, ни другое искусственное форсирование этого центра (как и других) недопустимо. Учителя предупреждают, что прежде всего следует получить твердое знание основ жизни и Бытия с духовной точки зрения. Когда человек будет готов к новому этапу эволюции — центры мозга — гипофиз и шишковидная железа, откроются и будет возможным получать внутренний Свет без опасности быть уведенным с Пути или уводить с Пути других.
При рассмотрении центра Анахата указывалось на важнейший проводник тончайших излучений между Анахатой и шишковидной железой — вагус. Этот «нерв космического сознания» соединяет сердце и голову, соединяет Буддхи и Манас. Поэтому “ Агни Йога” говорит, что «Манас захватывает и Чашу и Третий глаз» [2,ч.2,с.35]. В разделе “Эфирное тело” говорилось о трех главных эфирных проводниках (нади) — сушумне, иде и пингале, которые берут начало « в священном месте над продолговатым мозгом» и заканчиваются в центре Муладхара. «Три высшие нади помещаются между гипофизом и шишковидной железой» [13, с.155]. Здесь происходит взаимодействие и преобразование тонких энергий, циркулирующих через позвоночник, через вагус и излучающихся из шишковидной железы и гипофиза.
Когда сердце становится активным центром духовных вибраций, его излучения поднимаются к головным центрам через вагус. Высокие и чистые энергии Духовной Любви, идущие из сердца, стимулируют шишковидную железу и гипофиз. Кроме указанных взаимодействий между головными центрами необходимо сказать еще об одном, отражающем процесс передачи высокодуховных накоплений индивидуальности от низшего начала к высшему. В разделе “Ментальное тело” говорилось о том, что Пятый принцип Высшей Триады (Высший Манас) при воплощении человека становится двойственным. «Часть Божественного… отправляется оживлять личность… вклинивается в мозг и чувства утробного плода в конце завершения им седьмого месяца… А Высший манас не соединяется с ребенком до завершения первых семи лет его жизни» [18,с.439].
Низший манас является единственным посредником между Высшей Триадой (Духом) и низшим началом человека (душой). Низший манас заслонен окутавшей его астральной материей от своего Родителя — Высшего Манаса. Связывает их только Антахкарана — мост или тропа между индивидуальностью и личностью; это путь земного человека к Небесному. Е.П.Блаватская говорит, что Антахкарана «передает от низшего к высшему Эго все те личные впечатления и мысли человека, которые могут быть по своей природе, ассимилированы и накоплены неумирающей Сущностью и, таким образом, стать бессмертным вместе с нею» [Теософский словарь].
Каким образом происходит переход очищенных тонких энергий Высшей «неумирающей Сущности», т.е. Высшей Триаде?
Желудочки головного мозга, где расположены центры( в том числе гипофиз и шишковидная железа, олицетворяющие Третий глаз — Аджну), соединены с сушумной, идой и пингалой — главными эфирными каналами, связывающими все центры, а через них — тонкие тела, в том числе и ментальное (низший манас). Преобразованные, утонченные энергии низшего манаса по указанным каналам переходят в головные центры и если «гипофиз соответствует манасу — антакхаране» [13,с.442], следовательно, сам гипофиз — часть антакхараны. Затем поток энергии передается шишковидной железе, в которой расположен ментальный атом низшей триады, а он, в свою очередь, связан с Высшим Манасом Высшей Триады. Эта связь-канал также является частью Антахкараны. Но Антахкарана дает«возможность передачи импульсов в обоих направлениях между» низшим и Высшим манасом [16,с.206]. Принадлежит она тому среднему подплану, который назван “полем битвы” на ментальном плане [табл.1,]; и антакхарана тоже названа “полем” (или “тропой”) битвы” [13,с.53].
«Антахкарана есть та часть низшего манаса, которая едина с высшим,… в ней пребывают восходящие энергии низшего манаса. Вся судьба воплощения зависит от того сможет ли антакхарана обуздать Кама-манас или нет. Она — единственное спасение. Разорвите ее— и вы превратитесь в животное» [13,с.467].
«После смерти высший свет (антахкарана), который несет воспоминания и впечатления обо всех хороших и благородный устремлениях, ассимилируется с Высшим Эго, плохое рассеивается в пространстве и возвращается как плохая карма, ожидающая личность» [там же, с.142]. Антахкарана — это связующий мост, где происходит встреча и слияние высочайших, прекрасных устремлений, возвышенных чувств, рожденных человеческим умом (низшим манасом), с тождественными энергиями Высшего Манаса. Но если человек упорно стремится только к удовлетворению своих низших потребностей, он разрушает связующий мост (Антахкарану), т.к. передавать Высшему Манасу ему нечего, мост атрофируется, а человек превращается в бездуховное существо, имеющий низший, материальный ум и низкие желания. А такое существо для общества небезопасно. Е.И.Рерих еще в 30-ые годы писала, что сейчас воплощаются миллионы людей, которые еще до своего нынешнего воплощения порвали связь с духом [6,с.238;3.01.33].
Чтобы такого не произошло, чтобы низший манас всегда излучал высшие энергии, устремленные к Высшему Манасу-Буддхи, человек должен научиться и мыслить возвышенно, и чувствовать высокодуховно, и трудиться вдохновенно, т.е., находясь в физическом теле, соединить с помощью собственных усилий 4-ый аспект (низший манас), 5-ый принцип (Высший Манас) и 7-ой принцип (Атму) и слить их в 6-ом принципе (Буддхи). В этом случае человек станет сознательным на всех планах проявления и обретет истинное бессмертие.