Метод М.Фельденкрайза

Re: Метод М.Фельденкрайза

Сообщение Берта 18 июл 2012, 02:59

М.Фельденкрайз. "Искусство движения. Уроки мастера":

"Человек, который торопится, — это человек, осознающий, что он слишком медлителен. Если бы мы не были столь медлительными, то необходимость в спешке отпала бы сама собой. Торопящийся куда-то человек внутренне, можете быть уверены, чувствует себя примерно так: «Я такой копуша. Я, черт возьми, никуда не гожусь». И вся его сущность пронизана тревогой.
Штекель, генерал-майор австрийской армии, был одним из психиатров, которого Фрейд ценил не меньше Адлера. Он был одним из первых четырех студентов Фрейда. Одно время Штекель был даже значительнее и известнее Фрейда. Его две наиболее важные книги (а их довольно много) — это «Мужская импотенция» и «Женская фригидность». В этих книгах он говорит о том, что половое бессилие у мужчин и сексуальная холодность у женщин возникают тогда, когда люди не имеют связи со временем. Они торопятся. И если откорректировать отношение человека ко времени, то проблемы в сексе исчезают. И больше для этого ничего не нужно делать. Некоторые к этому пришли самостоятельно с помощью осознания через движение. Они пережили личностные изменения и получили возможность избавиться от проблем в интимной сфере. Нет предела совершенству. Основная идея — это научиться различать суету и время. Дайте себе достаточно времени. Если вы этого не сделаете, то начнете торопиться и будете считать себя совершенно никудышным человеком."

"Спешка и скорость — это две большие разницы. Первая — это чертовски несносная штука, а вторая — величайшая в жизни радость."


"Неудача имеет социальные корни. Те, кто чувствует социальное одобрение, полагают, что медленные движения означают понижение общественного положения. У них это вызывает внутреннюю обиду, они отказываются от снижения темпа и в результате изо всех сил стараются двигаться быстрее, чем могут на самом деле."

Движение — это жизнь. Жизнь — это процесс. Усовершенствуйте качество процесса и вы усовершенствуете саму жизнь.

http://feldenkrais.ucoz.ru/forum/4-13-2
Берта

 
Сообщений: 6883
Откуда: Израиль Бат Ям

   

За это сообщение пользователю Берта "Спасибо" сказали
Naomi, Навигатор

Re: Метод М.Фельденкрайза

Сообщение Берта 25 июл 2012, 22:32

«Использование мышц без наблюдения, различения и понимания – механические действия, не имеющие никакой ценности, кроме непосредственного результата, который может быть произведен ослом или даже машиной. Для такой работы не требуется высокоразвитая нервная система человека.».

М. Фельденкрайц


Скрытый Текст: показать
В основе гимнастики Фельденкрайца лежит утверждение: «Делать – не значит знать».

Если мы попытаемся проследить за самым простым действием (например, за тем, как мы встаем со стула), мы обнаружим, что не имеем представления о том, как мы это делаем: какие мышцы при этом напряжены, с чего начинается движение - с ног, таза или живота, и как ведут себя наши глаза и голова. А когда мы не знаем, что делаем, - у нас нет свободы выбора, и мы можем лишь повторять одни и те же привычные действия.

Чтобы вернуть телу легкость и естественность, Фельденкрайц изучал движения маленьких детей – такие же свободные и радостные, как их чувства и эмоции. Малыши полны энергии и жизни, они не сдерживают себя и не притворяются. Они пока еще позволяют себе роскошь жить без панциря и маски.

Наши тело и душа, движения и эмоции не просто связаны – это разные грани одного целого. Освобождая тело и возвращая движениям плавность и спонтанность, мы возвращаем ту же детскую радость и нашим душам.

Гимнастика Фельденкрайца проста, как движения детей, Но взрослые уже давно забыли, каково это – быть ребенком, и для того, чтобы взрослое тело вспомнило свою прежнюю легкость и свободу, требуются некоторые усилия – не физические, а сознательные. Упражнения нужно выполнять не механически, а осознанно и внимательно, наблюдая за своим телом и не отвлекаясь на посторонние мысли. Иными словами, нужно выполнять упражнения одновременно и в реальности, и в воображении. И тогда через некоторое время физических усилий потребуется все меньше, и воображение с успехом заменит их.

Одно из упражнений состоит в том, что после ряда движений нужно положить пятку на макушку.

После того, как человек положит на голову правую пятку, он делает те же движения на левой стороне - но лишь мысленно. Эффект поразителен: левую пятку удается положить на голову через три минуты (в то время, как для правой потребовалось полчаса), причем это гораздо легче, чем после физичекой тренировки! Воображение оказывается более эффективным, чем реальное действие!

Однако мы не будем начинать с акробатики (кстати, несмотря на то, что «пятка на макушке» может звучать устрашающе, этот трюк удается всем – в том числе и людям весьма преклонного возраста). Попробуем сделать что-нибудь попроще – например, понять, как мы стоим, встаем и садимся.

Как же мы стоим?

С детства мы часто слышим окрики «Стой прямо!», «Стой правильно!». Что при этом имеется в виду? «Стой вертикально?»

Но идеальный скелет вовсе не похож на того, о ком говорят «палку проглотил». Так что же это такое: стоять правильно, стоять прямо?

Фельденкрайц предположил, что правильная поза – наиболее комфортная и требующая наименьших усилий. Он сравнил тело с деревом, легко раскачивающимся на ветру, и с маятником, наиболее устойчивое положение которого – середина пути. Точно так же хорошая вертикальная поза для тела – та, которая позволяет двигаться в любом направлении, затрачивая минимум усилий.

Итак, будем учиться равновесию у деревьев и маятников.

Встаньте и позвольте телу раскачиваться, как деревце на ветру. Обратите внимание на движение позвоночника и головы. Сделайте 10-15 небольших раскачиваний, обращая внимание на связь между движением и дыханием. Затем покачайтесь взад-вперед. В какую сторону движения легче и дальше?

Теперь качайтесь так, чтобы макушка головы рисовала горизонтальные круги - пока не почувствуете, что всю работу выполняют лишь нижние части ног. Теперь снова покачайтесь из стороны в сторону, взад-вперед и кругами, но перенесите вес тела на правую ногу, а левая пусть касается пола лишь большим пальцем. Затем повторите то же самое, перенеся вес тела на левую ногу, и качайтесь до тех пор, пока движение не станет плавным и легким. Попробуйте сделать несколько шагов, сохраняя это ощущение. Какие чувства и эмоции вы при этом испытываете? Не правда ли, они отличаются от привычных?

А как мы встаем и садимся?

Обычно люди думают, что для того, чтобы встать со стула, нужны усилия, и заранее к ним готовятся: напрягают затылок и выдвигают вперед подбородок. Скоро мы увидим, что эти усилия излишни, как и напряжение бедер

Сядьте на стул, затем встаньте. Запомните свои ощущения.

Если у вас есть напольные весы, поставьте их под ноги и запомните, как далеко качнется стрелка.

А теперь попробуем встать со стула иначе.

Сядьте на край стула, расставив ноги на таком расстоянии, чтоб почувствовать устойчивость. Расслабьте мышцы ног, чтобы колени легко двигались вперед и в стороны. Раскачивайте туловище из стороны в сторону, пока движение не станет плавным и не сольется с дыханием. Затем покачайтесь взад-вперед, обращая внимание на движения таза и коленей.

Теперь вращайте туловище так, чтобы голова описывала круг. Представьте себе, что позвоночник – палочка, а голова – леденец на кончике этой палочки. Вращайтесь сначала по часовой стрелке, а затем – против, пока движение не станет плавным и текучим.

Теперь пора встать со стула. Для этого есть как минимум четыре способа.


1. Во время движения тела вперед представьте себе, как ваши колени и ступни поднимаются от пола, а затем просто позвольте им поднять вас, не напрягая бедер. Сидячее положение плавно перейдет в стоячее.

2. Во время раскачивания взад и вперед возьмите себя за волосы на макушке головы в направлении шеи. Если затылок и шея напряжены, расслабьте их, а затем начните двигать коленями, соединяя и разъединяя их. Когда движения коленей станут ритмичными и легкими, поднимите себя за волосы, не прерывая движения коленей.

3. Поставьте перед собой другой стул и положите руки на его спинку. Вместо того, чтобы думать о «вставании», представьте себе, как поднимается ваш таз - и сразу же поднимите его. А теперь представьте себе не то, как вы «садитесь», а то, как ваш таз опускается на стул. И сразу же опустите его.

4. Сядьте на край стула и положите кончики пальцев правой руки на макушку. Поднимайте и опускайте подбородок, ощущая пальцами движение головы. Через некоторое время присоедините к движениям головы движения таза. Увеличивайте амплитуду раскачиваний до тех пор, пока очередное движение вперед не поднимет ваш таз со стула и вы не обнаружите, что уже стоите – легко, без усилий и напряжения в ногах. Обратите внимание на ощущение в груди – совместные движения головы и таза освободили ее от напряжения, и она свободно висит на позвоночнике.

После каждого упражнения ставьте ноги на весы и наблюдайте за движением стрелки. Скорее всего, результат вас удивит. Ваши ноги словно стали легче.

Дело в том, что при обычном вставании ноги начинают давить вниз слишком рано, в то время как таз остается на месте. Мы поднимаемся с помощью мышц живота, двигая головой вперед и вверх. Все это требует ненужных усилий. Осознание позволяет убрать их - и мы обнаруживаем, что двигаться гораздо легче, чем мы привыкли.

Привычка к автоматическим действиям приводит к отсутствию выбора. «Привычное» становится для нас синонимом «правильного» и «естественного». Постепенно мы превращаемся в машины, действующие бездумно и автоматически, наши тела становятся все более зажатыми и кованными, и свобода движений уменьшается. Осознание помогает разорвать этот порочный круг.

«Наше сознавание должно распознать органическую потребность: такое распознавание и есть истинное «Познание себя»»

М.Фельденкрайц.


http://friends-forum.com/forum/archive/ ... 83998.html
Берта

 
Сообщений: 6883
Откуда: Израиль Бат Ям

   

За это сообщение пользователю Берта "Спасибо" сказали
Naomi

Re: Метод М.Фельденкрайза

Сообщение Берта 25 июл 2012, 22:34

Работа Фельденкрайза направлена на восстановление связей между двигательными участками коры головного мозга и мускулатурой, которые сокращены или испорчены дурными привычками, напряжениями и другими негативными влияниями. Цель состоит в том, чтобы создать в теле способность двигаться с минимумом усилий и максимумом эффективности, не посредством увеличения мускульной силы, а посредством возрастающего понимания того, как тело работает. По Фельденкрайзу возрастающее сознавание и подвижность могут быть достигнуты посредством успокоения и уравновешивания работы двигательных участков коры. Чем более кора активна, тем менее мы сознаем тонкие изменения в деятельности. Фельденкрайз указывает, что этот принцип уже обнаруживается в законе Вебера-Фехнера, утверждающем, что всякое замечаемое изменение стимула пропорционально интенсивности стимула - то есть, чем сильнее стимул, тем большее его изменение необходимо, чтобы заметить разницу. Например, если вы участвуете в переноске рояля, вы вряд ли заметите, что на него села муха, или даже если кто-то положит на него небольшую книжку. Уравновешивая работу коры и уменьшая уровень, возбуждения, Фельденкрайз обнаружил, что мы можем достигнуть чрезвычайно расширенного сознавания и становимся способными пробовать новые сочетания движений, которые были невозможны, когда связи между корой и мускулатурой были замкнуты предписанными ограниченными паттернами.


http://marks.on.ufanet.ru/PSY/TOPFEID1.HTM
Берта

 
Сообщений: 6883
Откуда: Израиль Бат Ям

   

За это сообщение пользователю Берта "Спасибо" сказали
София, Naomi

Re: Метод М.Фельденкрайза

Сообщение София 25 июл 2012, 23:06

Кстати введя человека в состояние Тэта или 4 состояние эти ограничения паттернов снимаются ,поэтому и происходят совершенно неожиданные исцеления.
Я работала с женщиной у которой были очень сильные эмоциональные проблемы и глаукома.
Результат-
левый практически слепой глаз стал различать пальцы ,состояние депрессии ушло и как побочное действие на подошве была циста ,которая давала сильную боль -практически исчезла и боль ушла.
София
Аватара пользователя

 
Сообщений: 224
Откуда: Германия

  

За это сообщение пользователю София "Спасибо" сказали
Берта, Naomi

Re: Метод М.Фельденкрайза

Сообщение Elena 29 авг 2012, 05:41

Поперебирала ветки :) , всё-таки на этой остановилась... :oops:

Телесно-ориентированная психотерапия.
Тело человека — это зеркало его прошлого и настоящего опыта.

Скрытый Текст: показать
Любое психосоматическое заболевание, проблема отношений, внутренний конфликт или стресс имеют свою проекцию в теле в виде блоков (мышечных зажимов). Блоки сковывают наши движения, удерживают напряжения, зажимают эмоциональные реакции.

Путь к внутренней свободе проходит через освобождение тела от мышечных зажимов.

Чем в большей степени человек закрепощён телесно, тем более он закрепощён психически. Чем менее человек уделяет внимание своему телу, чем менее способен владеть им, тем в большей степени он поддаётся закрепощению со стороны внешних факторов, сил, воздействий, чужой воли.

Биологическая (психическая) энергия в теле человека проявляется в виде конкретных переживаний тепловых ощущений, пульсации, покалывания в различных участках тела, ощущений мурашек, жжения и т.д. Она принимает участие в осуществлении всех функций организма, включая движение, мышление и ощущения.

Биологическая энергия в своих проявлениях тесно связана как с психическими, так и с чисто соматическими (телесными) явлениями. Многие проблемы психологического плана связаны с различными нарушениями энергетического обмена организма: концентрацией, недостатком или перераспределением, перемещением энергии. Заблокированные страхом и потому не получающие выхода чувства и импульсы видоизменяются или подавляются, что приводит к телесной скованности, нарушениям энергетических процессов в теле и изменению личности.

Невроз — результат застоя психической энергии. Телесно-ориентированная терапия невроза направлена на восстановление свободного протекания энергии через тело посредством систематического освобождения блоков мускульного панциря (мышечных зажимов). В местах, где есть блоки, энергетические потоки ограничены, что приводит к образованию боли или болезни.

Телесно-ориентированная психотерапия расширяет возможности психотерапевтического воздействия в связи с тем, что рассматривает человека в единстве его личностного, социального и биологического функционирования. Её цель — дать клиенту с помощью двигательных психотехник более точно распознать и вербализировать собственные эмоции, пережить заново свой прошлый эмоциональный опыт, тем самым, способствуя расширению сферы самосознания и формированию более эмоционально благоприятного отношения к себе.

Причиной неврозов, депрессий и психосоматических расстройств является подавление чувств, которое проявляется в виде хронических мышечных напряжений, блокирующих свободное течение энергии в организме человека. Негативные чувства скрывают глубокую потребность в положительных чувствах и удовольствии. Невротики большую часть своей энергии тратят на поддержание работы психологических защитных механизмов, которые предохраняют их от влияния как реальных внутренних ощущений и внешних воздействий, так и воображаемых страхов, используя при этом мышечное напряжение.

Для всех людей характерно присутствие энергетического дисбаланса, поэтому, существенный личностный рост невозможен без раскрепощения тела, без ослабления жёсткости мышечного панциря, без овладения своим телом. Через раскрепощение тела человек обретает свободу от мышечного напряжения и обретает свободу циркуляции жизненной энергии. Это ведёт к глубинным личностным изменениям.

Исторически первым направлением (20-е-40-е годы) телесно-ориентированной психотехники была психология тела В. Райха. Параллельно развивался метод интеграции движений Ф.М. Александера. Мощный аппарат психотехник был сформирован в рамках системы подготовки актёров К.С. Станиславского и М. Чехова, позже давший начало целому семейству тренинговых методик.

В 50-е-60-е годы получили развитие биоэнергетический анализ А. Лоуэна, концепция телесного осознавания М. Фельденкрайза, метод чувственного сознавания Ш. Селвер, "гимнастика чувств" С.В. Гиппиуса, развившего и завершившего систему Станиславского.

В 70-е годы появляется рольфинг или структурная интеграция по методу И. Рольф, семейство групповых тренингов, восходящих к методике Гиппиуса, биосинтез Д. Боаделлы.

В 80-е годы появляется Розен-метод, бондинг Д. Кэзрила.

В 90-е годы телесно-ориентированные методы пополнились танатотерапией В.Ю. Баскакова, структурной психосоматикой А. Минченкова.

Мышечный панцирь.

Вильгельм Райх основывался на психоаналитической теории 3. Фрейда. Он был первым аналитиком, интерпретировавшим природу и функции характера в работе с пациентами, вместо анализа их симптомов. Отношение человека к жизни и его поведение отражается в телосложении, позах, жестах. Между физическими параметрами человека и складом его характера и личности имеется тесная связь.

Райх разработал теорию "мышечного панциря", связав постоянные мышечные напряжения в теле человека с его характером и типом защиты от болезненного эмоционального опыта. Психоанализ изучал последствия вытеснения, а Райх обратил внимание на сам процесс.

Напряжённое тело приводит к телесной несвободе, к скованности. Напряжённые мышцы тела через нервные окончания посылают сигналы в соответствующие нервные центры головного мозга, которые, в свою очередь, посылают сигналы напряжения обратно в мышцы.

Внешне скованность выглядит как один из признаков неуверенности и неловкости. Уверенный в себе человек раскрепощён и естественен в движениях.

Мышечный панцирь представляет собой существенное препятствие для личностного роста. Хронические мышечные зажимы блокируют три основных эмоциональных состояния: тревожность, гнев и сексуальное возбуждение. Защитный панцирь не даёт человеку переживать сильные эмоции, ограничивая и искажая выражение чувств.

Защитным механизмам, которые затрудняют нормальное функционирование человеческой психики, можно противодействовать, оказывая прямое влияние на тело. Расслабление мышечной судороги не только высвобождает вегетативную энергию, но и воспроизводит в памяти и ситуацию, в которой осуществилось подавление влечения.

Райх показал, что нужно непосредственно воздействовать на мускульный панцирь. Расслабление мышечного панциря освобождает значительную психическую энергию и помогает процессу психоанализа. Райх первый начал прямо работать с зажатыми мышцами, разминая их руками, чтобы высвободить связанные в них эмоции. "В конце концов, я не мог избежать впечатления, что физическая ригидность в действительности представляет собой наиболее существенную часть подавления" — писал он.

Осознание чувств.

Человек с детства приучен преуменьшать значение собственного опыта ощущений, подменять свой опыт рациональными конструкциями, которые внушаются в процессе социализации. Ощущения собственного тела игнорируются. Необходимо преодолеть этот барьер, научиться более полному телесно-инстинктивному функционированию. Это позволяет увидеть, насколько восприятие относительно, а мышление часто обусловлено субъективной информацией, получаемой от окружающих, а не реальной действительностью.

"Чувства свои должны Вы продумать до конца" — так говорил Заратустра. Необходимо дифференцировать чувственный опыт, отделить продукцию сознания от реальной действительности, которую мы воспринимаем с помощью ощущений. Мышление высшего человека есть интеграция ощущений, эмоций и созданных на их основе образов и мыслей в единое целое в данной ситуации и в данное время. Ориентировка на ощущения, получаемые в опыте, делает наше мышление более реальным, а поведение в большей степени соответствующим нашим намерениям.

Осознание чувств фокусируется на непосредственном восприятии и умении ориентироваться на собственный опыт. Это — процесс непосредственного соприкосновения с нашими ощущениями; обучение дифференцированному восприятию ощущений тела, процесса мышления, фантазий, образов, эмоций и установление взаимосвязи между ними. Цель осознания — понять, что в функционировании организма естественно, связано с реальной действительностью, а что обусловлено иными факторами.

Очень важно научиться расслаблять своё тело и сбрасывать лишние напряжения и зажимы. Овладение своим телом, избавление от телесных напряжений — обязательное условие обаяния, воздействия на других, популярности в обществе.

Зрелая личность в состоянии в равной степени как контролировать выражение своих чувств, так и отключать самоконтроль, отдаваясь потоку спонтанности. Она имеет доступ в равной степени как к неприятным чувствам страха, боли, гнева или отчаяния, так и к приносящим удовольствие сексуальным переживаниям, радости, любви.
http://samopoznanie.ru/articles/telesno-orientirovannaya_psihoterapiya/
Elena

 
Сообщений: 1240

   

За это сообщение пользователю Elena "Спасибо" сказали
Berta

Re: Метод М.Фельденкрайза

Сообщение Berta 07 сен 2012, 15:58

книга одного из самых известных учеников Фельденкрайза Р. Мастерса "Нейроречь"
http://lib.rus.ec/b/152063/read#t6
Berta

 
Сообщений: 759

  

Re: Метод М.Фельденкрайза

Сообщение Aluf 10 сен 2012, 17:33

Урааа !!! Наконец опубликована книга Рути Алон: "Mindful Spontaneity: Lessons in the Feldenkrais Method (Russian Edition)" на Русском языке книга называется "Возвращение к естественному движению".
Взять книгу можно здесь - http://www.amazon.com/Mindful-Spontaneity-Lessons-Feldenkrais-Russian/dp/1479103721/ref=sr_1_1?ie=UTF8&qid=1347289140&sr=8-1&keywords=Mindful+Spontaneity%3A+Lessons+in+the+Feldenkrais+Method+%5BRussian%5D
Aluf
Аватара пользователя

 
Сообщений: 7

   

Re: Метод М.Фельденкрайза

Сообщение Berta 10 сен 2012, 23:21

почему "наконец-то опубликована"? у меня эта книга 2007 года издания.
Книга, действительно, хорошая, позитивная и полезная, особенно для тех, кто учит систему Фельденкрайза, т.к. Рути Алон - его ученица, одна из 13 израильских учеников единственного трехлетнего курса, который он проводил в Израиле в 70-х годах , эта книга Рути является записью ее семинаров по теме "Решение проблем спины".
Berta

 
Сообщений: 759

  

Re: Метод М.Фельденкрайза

Сообщение Berta 26 сен 2012, 09:56

мой короткий ченн о системе Фельденкрайза

сентябрь 2012.

Позвоночник - как орган нашей памяти.

Система Ф-за через работу с позвоночником и костной системой человека открывает новые возможности восстановления памяти тела человека как древнейшей памяти жизни на Земле.
Упражнения по методике Ф-за не только улучшают осанку, гибкость, легкость движения и продвижения, но восстанавливают в человеке желание жить как главного желания человека.
аминь.
Berta

 
Сообщений: 759

  

Пред.

Вернуться в Пространство Тела


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron