Метод М.Фельденкрайза

Метод М.Фельденкрайза

Сообщение Берта 20 июн 2012, 19:09

Моше Фельденкрайз

Доктор Моше́ Пинхас Фельденкрайз (Moshé Pinchas Feldenkrais), (1904-1984), последние тридцать лет своей жизни посвятил исключительно разработке своего метода и подготовке практиков.
До этого работал физиком-экспериментатором во Франции (в частности, работал совместно с Ф.Жолио-Кюри), военным инженером-исследователем в Великобритании, директором отдела электротехники Армии обороны Израиля, профессором физики; одним из первых в Европе получил чёрный пояс дзю-до и организовал один из первых клубов дзю-до. Кроме книг и статей о своём методе, публиковал книги по дзю-до, самообороне и самовнушению.


Метод Фельденкрайза - Осознавание через движение


Есть две классические формы занятий по методу Фельденкрайза:


Осознавание через движение - групповые занятия,
Функциональная интеграция - индивидуальные сеансы.


Что такое метод Фельденкрайза? Дать определение сложно. Скорее всего потому, что Фельденкрайза интересовало развитие человека, а человек обладает свойством не вписываться ни в какую систему. Поэтому одни люди считают метод "репаттернингом" (то есть переиначиванием шаблонов движения), другие - "телесно ориентированной психотерапией", третьи - "альтернативной медициной". Действительно, работа по методу Фельденкрайза имеет медицинский и психотерапевтический эффект, а также способствует изменению паттернов. Но эффективность действия метода в этих областях достигается именно благодаря тому, что
метод не является ни медициной, ни психотерапией, ни репаттернингом.


"
Эта техника ясно демонстрирует, что причиной недостатков самоорганизации является приостановка саморазвития. Коррекция этих недостатков задумывается и воспринимается не как лечение заболевания, но как возобновление роста и развития на всех уровнях."(М.Фельденкрайз.)


Метод Фельденкрайза успешно применяется во многих областях, среди которых:


реабилитация (например, после инсультов, травм и операций, а также работа с последствиями хронического перенапряжения);
искусство - танец, театр, музыка (области, где важна личная выразительность);
физкультура (фитнес) и спорт (существуют, например, руководства по бегу, плаванию, катанию на лыжах, верховой езде, основанные на принципах Фельденкрайз-метода);
работа с людьми, имеющими отклонения в развитии, как физическом, так и умственном - особенно с детьми.


Результаты работы по методу Фельденкрайза:


осознание конфигураций и взаимосвязей скелета;
уменьшение и выравнивание латентного напряжения во всём мышечном аппарате;
уменьшение усилия во всех областях деятельности;
упрощение движения и, как следствие, облегчение всякого действия;
улучшение способности ориентироваться;
уменьшение утомления и, как следствие, бОльшая работоспособность и настойчивость;
улучшение позы и дыхания и , как следствие, улучшение общего здоровья и энергии;
улучшение координации во всех действиях;
облегчение обучения во всех областях, как физических, так и умственных;
более глубокое понимание себя.

(из интервью М.Фельденкрайза "Образ, движение и актёр: восстановление потенциала")

http://feldenkrais.ru/method.html
Берта

 
Сообщений: 6883
Откуда: Израиль Бат Ям

   

За это сообщение пользователю Берта "Спасибо" сказали
Дарьяна

Re: Метод М.Фельденкрайза

Сообщение Берта 20 июн 2012, 20:03

Книги на русском языке[/b]

[b]М.Фельденкрайз. Осознавание через движение: двенадцать практических уроков

/пер. с англ. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2007. - 244 с. (первое издание - 2000г.)
http://reed.in.ua/health/Feldenkrajz_Mo ... okov_1.php
Awareness through movement
Замечательное введение в метод. Многие считают, тем не менее, что предложенные уроки не всегда легко делать самостоятельно. Возможно, начать следует с 3-го урока.
Перевод содержит многочисленные неточности, включая даже неправильный перевод названий частей тела, а иногда и неоправданные сокращения.

М.Фельденкрайз. Уроки мастера
/пер. с англ. А.Заславской. М.: Изд-во Эксмо, 2003 - 352 с.,илл.
Master moves
"В этой расшифровке пятидневного открытого семинара, проведённого Фельденкрайзом в 1979 году...можно увидеть всю широту его мысли и методов обучения". Двенадцать групповых занятий, с разъяснениями, историями из жизни, анекдотами и прибаутками.

Моше Фельденкрайз. Книга «Осознавание тела как исцеляющая терапия. Случай с Норой». История восстановления после инсульта
Методика Фельденкрайца

http://vlad8.com/feldenkrais/2012/04/11 ... a_terapia/

в книге Руководство по телесно-ориентированной терапии, СПб.: Речь, 2000, с. 84-152
Анонимный перевод из неизвестного источника. Содержит хорошую биографию М.Фельденкрайза и несколько интересных уроков.


еще о методе
Что это такое?

Метод Фельденкрайза — это умный подход к человеческому движению, цель которого — общее улучшение функционирования человека и раскрытие его способностей.
Применяемые в методе упражнения («уроки») содержат комбинации движений, созданные для улучшения понимания на опыте того, как мы действуем и используем себя и свое тело.
Выполнение этих уроков позволяет найти альтернативный способ выполнения действий, более легкий и эффективный.
Результатом такого переобучения становится устранение излишних напряжений и связанных с ними симптомов, более эффективный расход сил, общее ощущение легкости, повышение спортивных результатов и улучшение качества жизни.

Каждый может получить пользу от занятий по методу.
В процессе жизни мы накапливаем в теле различные напряжения, следуя сформировавшимся привычкам занимаемся только определенной деятельностью и незаметно становимся ограничены тем, что делаем, а также сложившимися представлениями о себе и о своем теле. Постепенно это сказывается на том, как мы функционируем — наши возможности в движении становятся все более скудными, мы становимся заложниками однажды сформированных способов действовать.
Мы считаем это нормой, потому что это единственное, что мы знаем, нам не с чем сравнить. Большинство людей проходит через всю жизнь с огромным количеством напряжений, основной проблемой становится то, что мы так и не получаем знаний о том, как еще мы можем действовать, более легко и естественно.

Не осознавая этого, мы не можем остановить этот процесс и научиться использовать себя заново — мы не можем научиться управлять тем, как мы двигаемся и действуем вообще.
Ярче всего этот эффект проявляется с возрастом или в результате нарушения двигательных функций, но даже спортивные молодые люди часто не подозревают о том, насколько может быть улучшено их состояние и деятельность за счет метода Фельденкрайза.

Люди занимаются методом по разным причинам:

для того, чтобы решить проблемы со здоровьем (нарушения осанки, проблемы со спиной, последствия перенесенных травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата и нервной системы, мышечная скованность, усталость, последствия ДЦП, рассеянный склероз и др.),

улучшить результаты в танцах, боевых искусствах, йоге, любом виде спорта или творчества,

улучшить осознанность выполнения каждодневных действий для большего комфорта (к примеру, устранить боли и напряжения при работе за компьютером, сделать подъем по лестнице не требующим усилий)

для исследования возможностей собственного тела.

Метод Фельденкрайза преподается в двух формах: уроки Осознавания через движение и Функциональной интеграции.

Уроки Осознавания через движение либо преподаются в группах (инструктор голосом направляет занимающихся через серию движений, которые обычно выполняются лежа на полу), либо ими можно заниматься индивидуально, слушая запись урока и самостоятельно выполняя описываемые действия (многие уроки доступны в аудиозаписи или в текстовом виде).
Движения медленные, мягкие и несут характер исследования, поиска новых способов выполнения того, что обычно люди делают автоматически.
Инструктор помогает ученикам направить внимание на мельчайшие и в то же время важные нюансы выполнения движений, которые не замечаются, когда мы двигаемся как обычно.

Функциональная интеграция — это индивидуальная работа, в процессе которой практик своими руками работает с движениями клиента с той же целью, что и во время групповых занятий — научить человека понимать на телесном уровне как возможно выполнять то или иное действие более эффективно и легко.
Фактически, в этом процессе практик благодаря развитой чувствительности производит мануальное переобучение клиента, помогая ему найти новые схемы движения, почувствовать их по-новому, заодно устраняя причины, которые привели к проблеме.
Можно сказать, что занятия с профессиональным практиком могут принести большую пользу в сложных ситуациях, но самостоятельные занятия уроками Осознавание через движение делают метод более доступным.



В результате применения метода и улучшения осознавания себя обычно происходит следующее:

- Человек начинает обращать внимание на собственное тело и открывает для себя, как (оказывается!) он может приятно и легко двигаться в любом возрасте, при любой начальной физической подготовке.
Происходит своеобразный возврат в детство, когда хочется двигаться просто потому что напряжения в теле больше не препятствуют этому, а каждое движение дает ощущение потрясающей легкости, контролируемой скорости и радости.

- Учитывая мудрость тела в своей деятельности и часто осознав, что раньше сильно напрягался в чем-либо, человек умнеет и приобретает заинтересованность делать все легче и проще (как и во многих методах оздоровления, налаживается коммуникация между телом и психикой).
В процессе совершения открытий в своих обычных движениях, увеличения осознавания и нахождения путей делать вещи, ранее для него невозможные, человек часто изменяет представление о себе самом и своих возможностях, а также переоценивает свои привычные действия на предмет их целесообразности.

-За счет улучшения осознавания тела появляется легкость в обучении любым движениям и их понимание (относится к боевым искусствам, спорту, танцам, йоге, тай-цзи-цюань, обучению игре на музыкальных инструментах, актерской игре, любой другой активности, задействующей движение).
Результат достигается быстрее за счет убирания всех лишний усилий и более точного восприятия своего тела (становится понятно, что куда двигать, а что не двигать и не напрягать с высокой детализацией всех нюансов) и вы находите свой собственный уникальный способ выполнения необходимого вам действия.
Расширяются границы потенциальных возможностей в этих сферах.
Метод помогает как новичкам, так и мастерам в различных областях почувствовать как они могут выполнять необходимые им действия лучше, чем они могли прежде.

- Отдельно отмечают, что многие неприятные симптомы преждевременного старения, вызванные ограничением мобильности либо неправильно сложившимся стереотипом движений, также уходят за счет практики метода.
Человек учится выполнять движения так, чтобы при этом не нужно было «кряхтеть».
Движения, применяемые в методе, легкие, плавные и приятные, подходят для людей с любым уровнем подготовки (т.е. если вы можете лежать на диване, вероятнее всего вы сможете выполнять определенные уроки, за исключением острых случаев).

Постепенно происходит процесс телесной интеграции человека, совершенно конкретный и осязаемый — тело начинает ощущаться как «единый, хорошо смазанный механизм».
Метод хорошо подходит для установления контакта с телом в качестве дополнения к психотерапии, хотя сам таковой не является, и может быть использован в различных ситуациях, например, для избавления от боли в пояснице, просто с практической целью (научиться легче приседать или поднимать что-либо с пола и т.п.) или же для постепенной проработки всего тела и исследования собственных возможностей.

Осваивая метод, человек учится учиться — исследуя, играя, экспериментируя.
Фельденкрайз обращал внимание, что метод предназначен не столько для развития гибкости, сколько для развития «гибкого мышления».

Уроки Фельденкрайза построены таким образом, чтобы человек сам делал открытия, находил альтернативы и выбирал для себя оптимальный способ действия.
Именно такое обучение на собственном опыте в любой области (вместо работы на заранее известный результат) пробуждает любопытство и энтузиазм к обучению все новым вещам, позволяет находить неожиданные, творческие результаты.

Цель метода Фельденкрайза — достижение такого состояния, в котором человек может максимально эффективно совершать необходимые ему действия, несмотря на ограничения, сложности и препятствия, с которыми он столкнулся в процессе жизни. Метод не является панацеей, а лишь одним из инструментов для работы с нервной системой через тело для улучшения повседневной жизни.

В основе метода лежат действия без насилия над собой, при выполнении уроков человек ориентируется на состояние комфорта, легкость, а выход за пределы текущего диапазона движений происходит постепенно и без напряжения. Такая мягкость обеспечивает широкие возможности применения метода в различных ситуациях.

Занятия по методу Фельденкрайза — это внутренняя работа.
Смысл ее не в том, чтобы сделать какое-то заданное движение или добиться конкретной позы, а, в первую очередь, улучшение восприятия того, что мы делаем, и нахождение новых путей совершения привычных действий, о которых ранее не подозревали.
Занимаясь уроками Фельденкрайза, мы постепенно уточняем и расширяем наши представления о себе и лучше понимаем собственные возможности.

Обучаясь двигаться без лишнего напряжения, нормализуя работу мышц и положение скелета, мы нормализуем состояние нервной системы — человек приобретает способность принимать любые позы и делать любые желаемые движения в пределах естественной гибкости с недоступной ему ранее точностью и легкостью, а опыт осознавания того, как мы делаем, то что делаем, и поиска альтернатив собственных действий становится базой для творчества, обучения и более открытого мышления в целом.
http://vlad8.com/feldenkrais/
Берта

 
Сообщений: 6883
Откуда: Израиль Бат Ям

   

За это сообщение пользователю Берта "Спасибо" сказали
София, вдохновитель, Дарьяна, Навигатор

Re: Метод М.Фельденкрайза

Сообщение Elena 22 июн 2012, 05:32

Берта ((OO)) , благодарю :Rose: .
"Репаттернинг", читая книги :oops: , несколько лет назад сначала опробовала на муже XiXiXi , потом на себе... Дилетанство, конечно, но тем не менее, некоторые зажимы и "упертости" в теле, прежде всего, в плечевом поясе и в ногах, как-то "ушли", особенно, опять-таки, у мужа. XiXiXi
Тогда "предметная" информация о методе Фельденкрайза и его специалистах (в России) была весьма скудно представлена на русском, или мне так не попалось что-то толкового. В тоже время, после выхода книги Аморы Гуань-Инь "Наследие Плеяд" в 2007-м репаттернинг стал распространяться среди предлагаемых исцеляющих, эзотерических практик упражнениями, на мой взгляд, выбранными из контекста, и с потерей сути метода.

С твоей подачи, сейчас вчитываюсь в тему. Любительство здесь, понятно дело, не пройдет, но вроде, как все-таки есть упражнения для самостоятельного "домашнего" пользования. Например, (в указанной тобой ссылке) "Улыбка по Фельденкрайзу" :) http://vlad8.com/feldenkrais/lessons/krasivaya-ulibka/
Попробовала *BOOK* , млииин... :shock:
Elena

 
Сообщений: 1240

   

За это сообщение пользователю Elena "Спасибо" сказали
Дарьяна

Re: Метод М.Фельденкрайза

Сообщение Берта 22 июн 2012, 10:35

Elena писал(а):В тоже время, после выхода книги Аморы Гуань-Инь "Наследие Плеяд" в 2007-м репаттернинг стал распространяться среди предлагаемых исцеляющих, эзотерических практик упражнениями, на мой взгляд, выбранными из контекста, и с потерей сути метода.

тут не совсем понятно пока. я спросила о репаттринге у своего учителя и она сказала, что этого у Фельденкрайза вообще нет.
но я пока не разбиралась с этим...
вообще по официальным данным сертифицированным преподавателем метода Фельденкрайза в России является только один человек. Но что такое сертефицированный преподаватель я не очень разобралась - похоже , тут тоже действует некая система, которая называется Ассоциация и официальное разрешение на работу по этому методу можно получить только через нее. Признано, что есть всего около 3000 преподавателей , которые имеют право вести занятия по Фельденкрайзу.

Этот человек учился в Германии, а в России вообще нет филиалов этой Ассоциации, так что ....вроде как другие ведущие этого направления и незаконны....но от меня это далеко и непонятно.

да , улыбка Ф. мне тоже понравилась. XiXiXi
Берта

 
Сообщений: 6883
Откуда: Израиль Бат Ям

   

За это сообщение пользователю Берта "Спасибо" сказали
Дарьяна

Re: Метод М.Фельденкрайза

Сообщение София 22 июн 2012, 12:01

Берта писал(а):вообще по официальным данным сертифицированным преподавателем метода Фельденкрайза в России является только один человек. Но что такое сертефицированный преподаватель я не очень разобралась - похоже , тут тоже действует некая система, которая называется Ассоциация и официальное разрешение на работу по этому методу можно получить только через нее. Признано, что есть всего около 3000 преподавателей , которые имеют право вести занятия по Фельденкрайзу.

Этот человек учился в Германии, а в России вообще нет филиалов этой Ассоциации, так что ....вроде как другие ведущие этого направления и незаконны....но от меня это далеко и непонятно.

Сертифицированный преподаватель-человек прошедший определенное количество семинаров или других вариантов обучения ,выполнивший все условия Ассоциации соответствующего метода ,возможно выплачивающий вступительный взнос .ежегодный взнос и какой то процент от суммы денег заработанных на семинарах.
Получить право называться "сертифицированным инструктором или преподавтелем " возможно не в каждой методике.
Например Барлет дает право только быть практиком ,Квинслоу тоже.
У Барлетт есть только одна женщина ассистент ,которая преподает вместе с ним.
Право преподавания они держат в своих руках.
В Квантовом прикосновении можно стать инструктором ,выполнив определенные правила и заплатив немалые деньги.
Те кто живет на Западе придерживаются всех правил,не применяют не имея на это права названия методик.ОНи запатентованы.И это грозит судом.
Да преподавание без "сертфикации " чревато судом.
Но если люди на базе знаний этой методики делают свои семинары то они должны давать свои названия.
София
Аватара пользователя

 
Сообщений: 224
Откуда: Германия

  

За это сообщение пользователю София "Спасибо" сказали
Дарьяна

Re: Метод М.Фельденкрайза

Сообщение Берта 22 июн 2012, 13:21

да, похоже именно так.
Берта

 
Сообщений: 6883
Откуда: Израиль Бат Ям

   

Re: Метод М.Фельденкрайза

Сообщение Берта 03 июл 2012, 22:21

т.к. одной из задач обучения методу Фельденкрайза является улучшение координации движения, устойчивости, повышение мышечного тонуса, оптимизации выбора способа движения, думается, будет уместным внимание к такому органу как мозжечок, который и отвечает за все эти процессы (не только он, но именно ему принадлежит важная роль в этом). Стоит только упомянуть, что мозжечок также влияет на почерк человека и его речь.


Мозжечок

Мозжечок (cerebellum; синоним малый мозг) — отдел головного мозга, обеспечивающий координацию движений, мышечный тонус и равновесие тела.
Мозжечок расположен в задней черепной ямке над продолговатым мозгом и мостом. Над мозжечком находятся затылочные доли большого мозга ; между ними и мозжечком натянута палатка (или намет) мозжечка — отросток твердой мозговой оболочки.
Анатомия и физиология. В М. различают верхнюю и нижнюю поверхности, передний и задний края. Мозжечок состоит из среднего отдела, или червя, и двух полушарий, каждое из которых разделяется бороздами на три доли Каждой доле полушария соответствует определенный участок червя.

Главной функцией М. является регуляция согласованной (координированной) деятельности скелетных мышц.
Вместе с корой головного мозга мозжечок участвует в координации так называемых произвольных движений. Осуществляется это благодаря связям мозжечка с рецепторами, заложенными в скелетных мышцах, суставах и сухожилиях.
Вместе с вестибулярным аппаратом полукружных каналов внутреннего уха (см.), сигнализирующим в центральную нервную систему о положении головы и тела в пространстве, мозжечок участвует в регуляции равновесия тела (см.) при ходьбе и активных движениях.


Патология.
При поражении мозжечка развиваются главным образом расстройства согласованной деятельности скелетных мышц, а именно: нарушения координации произвольных движений и нарушения равновесия тела. Первая группа мозжечковых расстройств движений проявляется в нарушениях плавных движений конечностей (главным образом рук) и, в частности, в появлении дрожания в конце целенаправленного движения; в нарушениях речи (так называемая скандированная речь, в которой появляется не смысловая, а ритмическая расстановка ударений в словах); в замедленности произвольных движений и речи; в изменении почерка. Мозжечковые нарушения равновесия проявляются главным образом в головокружениях и изменении походки , которая приобретает характер походки пьяного человека, причем больной пошатывается в сторону очага поражения. Все эти расстройства иногда сопровождаются нистагмом (подергивание глазных яблок при их отведении).
Частым симптомом поражения мозжечка является расстройство согласованной деятельности мышц, принадлежащих к разным мышечным группам, при их участии в одном моторном акте.
http://www.medical-enc.ru/12/cerebellum.shtml
Берта

 
Сообщений: 6883
Откуда: Израиль Бат Ям

   

Re: Метод М.Фельденкрайза

Сообщение Берта 03 июл 2012, 23:53

Статья в предыдущем сообщении отражает общее описание функций мозжечка.
Но в инете появилась статья о феноменальном трехлетнем ребенке, которые родился без мозжечка вообще, при этом он свободно ходит, бегает и его развитие, хоть чуть замедленно, но совершенно нормально. Т.е. он опровергает старую точку зрения, что без мозжечка человек не мог бы двигаться.
Некоторое время назад мне говорили об усилении роли мозжечка в период перехода, упоминали и о возрастании роли мозжечка в восстановлении в человеке тонкой работы органов чувств и способности к адаптации к новым условиям. Сказали примерно так - будет восстановлена первоначальная функция мозжечка.
В инете много ресурсов с описанием мозжечка и его функций, здесь размещу отрывки и ссылки на статьи, которые рассматривают мозжечок менее традиционно и более "эзотерично" что ли... :)
думается также, что особое внимание стоит уделить и "обратному" влиянию - не только мозжечок управляет координацией, равновесием и т.д., но и развивая эти качества через движение ( используя например систему Фельденкрайза) мы каким-то образом влияем и на сам мозжечок, возможно, корректируя его работу тоже....
Кроме того, важным показалось обратить внимание на аспект взаимодействия трех "мозгов" XiXiXi -мозжечка, среднего и двух больших полушарий. Думается, именно в синергии действия этих трех разделов единого мозга и кроются многие загадки человека.
((OO)) --0--

"Здесь речь пойдет о том, почему, кроме больших, есть еще и малые полушария головного мозга, или мозжечок.

Большие и малые полушария очень похожи друг на друга. Поверхность мозжечка также испещрена складками и глубокими извилистыми бороздами. Разрезанный пополам, он напоминает тугой кочан капусты. В центре - белая кочерыжка, от которой в обе стороны отходят листья. Их белая сердцевина, как корой, покрыта слоем серого вещества. Это и есть его кора. Мозжечок раз в 10 меньше больших полушарий, но благодаря глубине и извилистости борозд его поверхность, а значит и площадь коры, очень велика. Она всего в 2,5 раза меньше, чем у больших полушарий.

Мозжечок еще во многих отношениях загадочное образование. Он есть у всех позвоночных животных, что, несомненно, свидетельствует о его исключительной важности. Однако если взглянуть на развитие мозжечка, так сказать, в историческом плане, то тут же столкнешься с одной из его загадок. У очень древних и примитивных существ - миксин и миног - мозжечок уже отчетливо выражен. Позже, на следующей стадии эволюции животных, у акул и настоящих рыб он получает впечатляющее развитие. Казалось бы, дорога дальнейшего прогресса должна быть прямою и ясною, но действительность оказалась сложнее.

Все у амфибий претерпело развитие и усовершенствование. Появились лапы с пальцами и перепонками. Возникли легкие. Усовершенствовалось сердце. Огромный скачок сделали амфибии в своем развитии, и только мозжечок почему-то претерпел регресс. Из крупного, хорошо развитого органа, каким он был у рыб, превратился мозжечок в тоненькую полоску, в фитюльку. Дальше у рептилий и птиц он опять пошел в гору и продолжал развиваться вплоть до человека так же энергично, как передний мозг.

Физиология мозжечка - крепкий орешек. Крупнейший вклад в его изучение внес академик Л. Орбели. Он разработал сложнейшую операцию по его удалению. Вблизи мозжечка расположены крупные кровеносные сосуды и жизненно важные центры. Одно неверное движение - и животное погибнет на операционном столе.

Еще сложнее последующий уход. Как только собака начнет освобождаться от наркоза, могут возникнуть судороги. Малейший звук, свет, сотрясение пола от проехавшего где-то грузовика вызовут припадок. Его возникновение чревато большой опасностью. Стоит возобновиться кровотечению, и смерть от кровоизлияния неизбежна. Поэтому в лабораториях Орбели оперированных собак первое время выдерживали в «люльках» - глубоких, широко растянутых мешках. В помещении сохранялся полумрак. Дежурный старался не делать лишних движений.

Безмозжечковые собаки на всю жизнь оставались инвалидами, особенно тяжелыми в первые недели. Вначале они не могли ни стоять, ни самостоятельно есть. В лучшем случае лакали жидкую пищу, если им поддерживали голову. Даже лежать в обычной позе животные не в состоянии. Обычно собаки лежат на боку. Любое внешнее раздражение, попытка подняться вызывают своеобразный припадок: передние лапы выпрямляются, шея втягивается в плечи, голова запрокидывается назад. В этой напряженной позе животное остается часами.

Позже животные начинают вставать и ходить, если можно назвать ходьбой эти первые попытки. Собаку сильно покачивает. Чтобы устоять на ногах, она широко раскидывает лапы. И все же, не удержавшись, падает. Каждый звук, шорох, поворот головы усиливают качание. И встать и лечь собаке одинаково трудно. Сначала при попытках лечь она теряет равновесие и падает на бок. Позже животные изобретают особый способ ложиться, все шире и шире расставляя конечности. Лапы расползаются, и она довольно плавно шлепается на живот.

Передвигаться собака не в состоянии. Стоит рвать лапу от пола - и животное, потеряв равновесие падает. При каждом шаге конечности высоко вскидываются и сильно стукаются об пол. Движения неритмичны. Покачавшись в нерешительности, собака вдруя точно с разбегу делает 2-3 быстрых шага, внезапно как бы споткнувшись, замедляет движение и снова убыстряет темп, беспрерывно покачиваясь и балансируя на неповинующихся ногах. Много месяцев спустя походка остается все такой же неверной. На снегу вместо ровной цепочки следов получается какая-то невообразимая мешанина, точно собака пьяна.

Долгое время животное не в состоянии ни лизнуть хозяину руку, ни брать пищу. При попытке подобрать с пола кусочек мяса возникает цепь трагических осложнений. Опуская голову, собака обязательно промахнется и, не сумев вовремя приостановить движение, непременно ударится об пол носом, отдернет голову, снова промахнется, и так много, много раз. Издали может показаться, что собака, как курица, склевывает что-то с пола. Только после многократных попыток совершенно случайно ей удается подхватить кусок.

Безмозжечковые собаки вынуждены быть очень изобретательными. Чтобы не падать, они выучиваются хо дить вдоль стенок, используя и как опору. Чтобы в разбивать нос, едят лежа. Кладут голову на пол, noso рачивают ее набок, осторожно пододвигают к лакомств) к подбирают пищу.

Безмозжечковые собаки выглядят истощенными. Оса бенно заметна их утомляемость. Преданнейший пес ш зов хозяина бежит с 2-3 остановками. Сделав 15-20 шагов, плюхается на пол, чтобы передохнуть. Долге стоять, лаять, даже есть оперированные животные не могут. У собак изменяется поведение. Малейшее прикосновение, особенно неожиданное, вызывает резкое отдергивание, встряхивание всем телом; иногда животное ошалело отскакивает. Шерсть всегда стоит немного дыбом, как будто собака чего-то боится. Изменяются кровяное давление и химизм крови, расстраивается работа желудочно-кишечного тракта.

Главный симптом безмозжечковых животных - нарушение координации движений. До работ Орбели считали, что мозжечок - высший мозговой центр равновесия. Теперь ясно, что к нему он имеет отношение ничуть не большее, чем к работе остальных органов чувств. Одно из доказательств - умение оперированных животных плавать. Нарушение равновесия проявлялось бы и на земле, и в воде.

Приписывали мозжечку и роль усилительного устройства для поддержания мышечного тонуса на нужном уровне. На самом деле у безмозжечковых животных тонус мышц чаще повышен. Тщательно проведенные наблюдения позволили Л. Орбели сделать вывод, что суть в ненормальном распределении тонуса.

Мозжечок не является ни верховным командным центром, ни единственным координатором двигательных реакций. Генеральный штаб, где принимают решения о двигательных реакциях, - кора больших полушарий. Главный исполнитель ее распоряжений - спинной мозг. Он способен организовать достаточно хорошо координированные движения, но ни начать их сам, ио собственной инициативе, ни прекратить без помощи больших полушарий и мозжечка не может. Так зачем же мозжечок?

Предполагают, что он делает расчеты для внесения поправок на сопротивление среды, на перемещение центра тяжести и т. д.

Поддержание определенной позы и сохранение равновесия требуют очень точного распределения тонуса различных групп мышц. Собака, спокойно и непринужденно стоящая, отнюдь не табуретка, хотя имеет тоже четыре ноги. Чтобы лапы приобрели устойчивость, необходимо координировать деятельность мышц. Должны учитываться вес тела и положение центра тяжести. Малейшее движение головы или хвоста, дыхательные движения, сокращения сердца, перераспределяющие кровь в сосудистом русле, кишечная перистальтика, передвигающая пищевую массу по пищеварительному тракту, приводят к смещению центра тяжести, вызывая срочную необходимость изменить мышечный тонус значительной группы мышц. Буквально ежесекундно нужно производить перекоординацию. Задача стократ усложняется во время движения, при более значительных изменениях в положении центра тяжести.

Функция мозжечка не ограничивается организацией двигательных актов. Видимо, он координирует условные рефлексы, работу органов чувств. Отсюда ненормальные реакции на прикосновения к коже, на звуковые и зрительные раздражители. Мозжечок держит под контролем рефлекторный аппарат внутренних органов и управление обменными процессами. Поэтому у оперированных животных возникают многочисленные отклонения в работе сердечно-сосудистой, пищеварительной, дыхательной систем организма.

Все перечисленное дало основание считать его высшим адаптационно-трофическим (трофический - питательный) центром организма. Полагают, что он руководит обменными процессами мозговой ткани и тем самым влияет на работу высших отделов мозга. Во всяком случае, после разрушения мозжечка высшая нервная деятельность у животных изменяется.

Получили объяснение истощенность и утомляемость безмозжечковых животных. Обменные реакции без надлежащего контроля усиливаются. Значительно возрастает расход мышечной энергии. Каждое движение приходится многократно повторять. Сразу оно не получается. В результате очень много лишних движений. Затем нужно исправлять их последствия. Огромный непроизводительный расход энергии.

Чтобы выполнить возложенную на него работу, мозжечок должен быть хорошо информирован. Часть сведений он получает из первых рук, непосредственно от коры больших полушарий.

Мозжечок работает весьма интенсивно. Поток электрических импульсов несет во все концы тела команды об усилении или торможении деятельности его органов. Особенно развиты тормозные механизмы мозжечка. Поэтому он никогда не бывает сам источником судорожных припадков. Напротив, удаление мозжечка способствует их развитию. С преобладанием тормозных механизмов связаны особенности оперативной памяти. Каждая реакция мозжечка - ответ на конкретную ситуацию данного момента. Что было только что, его уже не интересует.

Вот, собственно, смысл функционирования мозжечка, как он представляется в настоящее время.

http://nplit.ru/books/item/f00/s00/z0000013/st028.shtml




Загадки мозга

"Человек, - писал нейробиолог Поль Маклин в 1962 году, - находится в затруднительном положении, ибо природа обеспечила его видами мозга, которые, несмотря на огромную разницу в структуре, должны функционировать совместно и контактировать друг с другом...

мозжечок связан с инстинктом, средний мозг с эмоциями и два больших полушария с разумом и интуицией.[/b]

Мозжечок, или "маленький мозг", называемый также Маклином "рептильным комплексом, - древнейший и наиболее понимаемый. Скрытый за спинным мозгом и ретикулярной системой, он регулирует процессы сердцебиения, дыхания, чихания, зевания и кашля.
Во время телесных кризисов мозжечок дает сигналы тревоги, приводящие кору головного мозга в боевую готовность, и работает как "робот".
Он берет на себя управление, когда вы ведете себя рассеянно и когда вам угрожает кризис.

Несмотря на свою простую структуру, он остается загадкой. ибо получает информацию не толко из коры головного мозга, но и из эмоциональных центров среднего мозга.
Средний мозг включает гипофиз и шишковидную железу, находится над можечком и мозговым стержнем под полушариями мозга. Из него гипоталамус вырабатывает гормоны, регулирующие гипофиз, который в свою очередь химически контролирует нижние железы: щитовидную, половые и поджелудочную.
Этот процесс идет двумя путями: одни гормоны стимулируют нервные импульсы, другие тормозят.
Некоторые вырабатываемые мозгом гормоны воздействуют на тело, а вырабатываемые телом на мозг. Например, гормоны половых желез влияют на сексуальную ориентацию.
Хотя и разные отдельно, средний мозг и мозжечок часто объединяют в "лимбическую систему" - связку ключей к "паранормальным процессам". Мост между инстинктом и эго-личностью находиться в левом полушарии большого мозга, этот "внутренний мозг" контролирует обоняние, вкусовые ощущения, сексуальное поведение и язык тела, порождающий обширный ряд эмоциональных реакций, без которых не могут существовать драмма, музыка, роман, танец или ритуал. Этот раздел мозга можно рассматривать как "хранитель порога"между сознательным и бессознательным мирами.
http://wap.byaza.borda.ru/?1-9-100-0000 ... 1176032127

мозжечок – это Воля головного мозга, постоянно направленная на фактор сдерживания и сбалансирования всех импульсаций и идеаций. Так функционирует печень в организме(Мирзоян "Теория, практика и опыт")
http://ethics.narod.ru/articles7/mirzojan07.htm
Берта

 
Сообщений: 6883
Откуда: Израиль Бат Ям

   

Re: Метод М.Фельденкрайза

Сообщение Берта 12 июл 2012, 23:26

Метод Фельденкрейса предназначен для того, чтобы вернуть естественную грацию и свободу, которой каждый из нас обладал в детстве.

Последователи школы Фельденкрейса обучаются таким видам движений, которые позволяют им найти наиболее эффективный способ движений, устраняют мышечные напряжения и неэффективные привычки двигаться, приобретенные ими за годы жизни.


Фельденкрейс работал совместно с Александером, а также изучал труды Фрейда, Гурджиева, йогу и неврологию. После Второй мировой войны он посвятил себя изучению человеческого тела.
«Я переворошил огромное количество литературы по физиологии и психологии и, к своему величайшему изумлению, обнаружил лишь сплошное невежество, массу предрассудков и полный идиотизм в той области, которая касается поведения человека. Не нашлось ни одной книги, где говорилось бы о том, как именно функционирует наш организм» (Feldencrais, 1966, р. 115).

Метод Фельденкрейса использует огромное количество самых разных упражнений, которые меняются от занятия к занятию. Обычно упражнения начинаются с почти незаметных движений, постепенно переходящих в движения более энергичные. Цель подобных упражнений — развитие легкости и свободы в движениях всего тела.

Фельденкрейс часто цитирует китайскую пословицу: «Слышу и забываю, вижу и вспоминаю, делаю и понимаю». Его работа сосредоточена на понимании с помощью делания; свои упражнения он называет «знанием через движение».

Совершенствование по Фельденкрейсу есть постепенное овладение более эффективными приемами действия. Не отказываться от старых привычек, а расширять их ассортимент — вот в чем должна состоять наша цель. Например, когда мы учимся печатать на машинке, то обычно пользуемся всего двумя пальцами. Но потом мы стараемся распространить наш навык на все десять пальцев, а для овладения таким мастерством требуется время. В результате оказывается, что новый способ легче и быстрее, чем старый, и мы начинаем пользоваться только им.

«Чтобы учиться, нам необходимо время, внимание и умение различать. Чтобы научиться различать, мы должны уметь ощущать. То есть для того, чтобы учиться, мы должны крайне обострить все наши способности ощущать; одной только силой мы достигнем результата, в точности противоположного тому, к чему мы стремились» (Feldencrais, 1972, р. 58).

Если новые привычки больше не приносят пользы или утрачивают надежность (например, наносят нам вред), у нас под рукой всегда есть старые. Фельденкрейс рекомендует постепенное и естественное изменение, которое не угрожает тому, что наши полезные привычки исчезнут навсегда.

Фельденкрейс часто любил повторять: «Если знаешь, что делаешь, можешь делать все, что захочешь».
Цель его упражнений — дать возможность делать то, что хочешь, понять, как наиболее простым и легким образом следует двигаться во всякой новой ситуации.

Упражнения Фельденкрейса направлены на то, чтобы восстановить эффективные связи между корой головного мозга и мускулатурой, связи, которые были нарушены нашими привычками, узлами напряжений или в результате травмы.

Согласно Фельденкрейсу, усиление сознательного отношения к гибкости движений нашего тела может быть достигнуто балансировкой и успокоением коры головного мозга, отвечающей за двигательные функции.
Чем активнее ведет себя кора головного мозга, тем меньше мы отдаем себе отчет в тонких изменениях, происходящих в нашем организме.

Одним из фундаментальных принципов его работы является закон Вебера, который гласит, что наша восприимчивость к изменению пропорциональна наличному уровню нашего возбуждения. Например, если вы тащите на себе пианино, то не почувствуете изменения тяжести груза, если к пианино добавят коробок спичек. Но если вы несете всего одну спичку, вес целого коробка вы ощутите немедленно.

Этим объясняется тот факт, почему большинство людей с плохой осанкой не сознают, что они на самом деле обладают плохой осанкой.
По этой же причине такие люди склонны не замечать, что их осанка постоянно ухудшается, ведь им требуется прикладывать много усилий только для того, чтобы стоять и ходить. И с другой стороны, люди, обладающие красивой осанкой, имеют тенденцию ее даже улучшить. Они сознают тончайшие физические изменения в своем организме и способны использовать это знание для самосовершенствования.

Фельденкрейс обнаружил, что балансировкой двигательных функций коры головного мозга и снижением уровня возбудимости мы способны расширить сферу, доступную нашему сознанию, и попробовать новые двигательные комбинации, которые были невозможны, когда двигательные функции коры головного мозга и мускулатура были замкнуты в старые шаблоны.
(по материалам книгиhttp://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3113261 )
Берта

 
Сообщений: 6883
Откуда: Израиль Бат Ям

   

За это сообщение пользователю Берта "Спасибо" сказали
София

Re: Метод М.Фельденкрайза

Сообщение Берта 12 июл 2012, 23:27

Для размышления.
Поворот головы

Чтобы получить общее представление о том, как работает метод Фельденкрейса, проделайте следующее упражнение.

Сядьте на пол или на стул, медленно поверните голову направо, не напрягая при этом мышцы. Обратите внимание, как сильно смогла повернуться ваша голова и как много пространства сзади вы смогли увидеть. Верните голову в нормальное положение.

Снова поверните голову направо. Оставаясь в этом положении, сдвиньте свой взгляд вправо. Проверьте, не сможет ли голова сдвинуться еще вправо. Повторите это движение три-четыре раза.

Поверните голову направо. Разверните плечи в правую сторону и проверьте, не сможет ли голова сдвинуться еще вправо. Повторите это движение три-четыре раза.

Поверните голову направо. Теперь разверните бедра в правую сторону и проверьте, не сможет ли голова сдвинуться еще вправо. Повторите движение три-четыре раза.

Поверните голову направо и, оставив ее в таком положении, одновременно сдвиньте свой взгляд, плечи и бедра в правую сторону. Как много пространства сзади вы можете увидеть?


Теперь поверните голову налево.
Много ли вам видно пространства сзади?
А теперь шаг за шагом повторите в левую сторону все движения, которые вы уже проделали в правую, но лишь мысленно.
Представьте, что голова движется влево, что глаза поворачиваются влево и так далее. Каждое движение мысленно повторите три-четыре раза. И, наконец, на самом деле поверните голову, переведите взгляд, разверните плечи и бедра влево. Как далеко вы смогли теперь повернуться? Как вы думаете, что произошло?

Пределы вашего движения расширились, потому что вы сломали старый стереотип движения. Вы достигли успеха благодаря тому, что ослабили тиски, сковывающие не столько ваши мышцы, сколько ваш мозг.

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3113261 - здесь
Берта

 
Сообщений: 6883
Откуда: Израиль Бат Ям

   

За это сообщение пользователю Берта "Спасибо" сказали
София, Велизара

След.

Вернуться в Пространство Тела


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron