Что такое Связь?1) Связь - - средство приобщения предметов (А, В, С и т. д.) друг к другу, способ пребывания одного - в другом, разных - в их единстве; форма бытия многого в едином.
Вступающими в С. предметами А, В, С и т. д. могут быть любые определенности материального и (или) духовного бытия - вещи , явления, свойства.
Выделяют два основные типа С.:
а) силовой контакт А и В, т. е. прямое или опосредованное соединение и взаимное удерживание вещей в пространстве и во времени, динамическое сцепление А и В (например, когезия как притяжение молекул в физическом теле или вязкость как причина сцепления различных частиц в общую массу);
б) внутреннюю С. сущностей, присущность А к В либо В к А (например, пребывание общего в индивидуальном, целого в частях, причины в следствии).
В первом случае объединяемые А и В могут быть разъединены, и их единство временно; во втором случае С. А и В постоянна, сохраняется на всем протяжении их сосуществования.
В узком смысле под С. понимают только внешнюю силовую С., описывая ее как такое взаимное действие А и В друг на друга, когда каждое из них, количественно изменяясь в союзе с другим, тем не менее продолжает сохранять в той или иной мере свою качественную определенность, не снимается и не растворяется в едином как в чем-то третьем и сплошном.
Итак, если узко понимать "С.", то логично заключить, что А и В могут либо некоторым силовым способом вступать в С. друг с другом и при этом обычно не терять прежнюю определенность, оставаясь разными вещами внутри объединения "AB", либо, наоборот, образовывать между собой какое-либо отношение "aRb", вследствие чего и А и В утрачивают внутри него самостояние; при таких логических условиях А и В, как правило , не могут одновременно "быть связанными" и "находиться в отношении".
Однако чаще всего объем понятия С. не ограничивают признаком соединительного взаимодействия А и В. В него также включают "присущность", "генетическую связь " либо расширяют образ "связи" допредельно абстрактных представлений о "взаимной зависимости вообще", "обусловленности и общности между любыми А и В" и т. д.
В этом широком смысле уловить различия между "связью" и "отношением" как разными философскими категориями практически не удается, и тогда ими оперируют как синонимами. Не случайно Юм заключил, что идея С. - одна из наиболее темных и неопределенных идей в метафизике (см.: Юм Д. Соч. в 2 т. Т. 1. M., 1966, с. 63).
Выделяют С. внутренние и внешние, существенные и несущественные, необходимые и случайные, прямые, косвенные, универсальные, общие и частные и т. д.
Во все эпохи философия сосредоточивалась на обсуждении принципа всеобщей взаимосвязи предметов и явлений.
С XIX в. в науке начинают распространяться также описания специфических С. и их классификация по основанию дифференциации материи на структурные уровни; многообразие материальных
С. подразделяют на три крупные группы - на С. механические, химические и органические; в немецкой классической философии обосновывается положение о несводимости высшего к низшему, о принципиальном различии между теми С.. которые изучает механика, и С. химическими, а тем более биологическими.
Религию, психологию, логику преимущественно интересуют С. духовные, психические, мысленные (логические), философия же прежде всего исследует соотношение материальных и духовных С.
Лейбниц учил, что взаимосвязь вещей происходит по причине того, что каждое тело еще до протяжения имеет в себе некоторую сущностную силу; эта действующая сила, вырываясь наружу, вызывает движение и сцепление тел. "От связности тел (conscistentia) происходит их непроницаемость, сцепление и отражение ", - пишет он (Лейбниц Г. Соч. в 4 т. Т. 1. M., 1982, с. 81).
Юм сомневался в том, что С. между явлениями может иметь характер объективной реальности. "Все явления, - говорит он, - по-видимому, совершенно отделены и изолированы друг от друга; одно явление следует за другим, но мы никогда не можем заметить между ними связь; они, по-видимому, соединены, но никогда не бывают связаны друг с другом... у нас совсем нет идеи связи, или силы" (Юм Д. Соч. в 2 т. Т. 2. M., 1966, с. 76).
И. Кант, следуя Лейбницу, усматривал причину связи А и В в их взаимном действии друг на друга. " Субстанция , не связанная ни с какой вещью во всем мире, - читаем у Канта, - вовсе не принадлежит к миру.. Если бы субстанции не обладали никакой силой действовать вовне, то не было бы никакого протяжения и никакого пространства" (Кант И. Соч. в 6 т. Т. 1. М" 1964, с. 68, 69). По его мнению, "чем больше связь, тем больше гармонии и согласованности в мире, тогда как пустоты и перерывы нарушают законы порядка и совершенства" (там же, с. 72).
Порядок в природе Кант, как и Ньютон, выводит из действиям хаосе первичных и простых сил притяжения и отталкивания; эти силы суть естественные причины всех изменений, "притяжение и есть эта всеобщая связь, соединяющая в одном пространстве все части природы" (там же, с. 203). Вместе с тем первоисточник всякой С. - Бог, "постоянная взаимная связь (вещей) и гармония обусловлена тем, что их свойства имеют своим источником высший разум " (там же, с. 228).
Категория С. была развита далее в философии Гегеля. Каждый объект , стремясь снять свою односторонность, вступает в С. с другим объектом, у которого проявляется такое же стремление ; реальность их единства положена через их уравнивание и соединение. "То, что налично, - пишет Гегель , - из своего внутри-себя-бытия вступает во всеобщую стихию связи и отношения, в отрицательные отношения и перемены действительности, а это есть продолжение единичного в других (единичных) и потому всеобщность " (Гегель. Наука логики . В 3 т. Т. 3. M., 1972, с. 66).
С. - это "стихия передавания, в которой они (А и В) вступают во внешнюю связь друг с другом" (там же, с. 179).
Немецкий мыслитель выделяет в С. два момента: а) спокойное слияние А и В и б) их отрицательное отношение, когда их "прежняя самостоятельная определенность снимается в соединении, напряженность А и В в отношении друг друга угасает" (там же, с. 179 - 180).
С. есть связка , средний член между А и В, тождество различных, взаимное отражение ( рефлексия ) А и В.
Связываемое имеет разное содержание , которым С. - как опосредующее - наполняется. Отсюда, С. - "наполненная, но простая всеобщность - всеобщая природа вещей, род" (там же, с. 142).
Гегель постоянно берет понятия связи и отношения вместе, в их взаимном отражении, и, по-видимому, его не очень волновала проблема их категориальных разграничений.
В современной науке, в особенности во второй половине XX в., постоянно расширяется типология С-, что обусловлено совершенствованием радиоэлектронных устройств и вычислительной техники, бурным развитием средств массовой информации, дальнейшими успехами кибернетики, математической логики, теории информации, общей теории систем и синергетики.
Например, чрезвычайно плодотворными во всех науках и технике оказались идея динамической и статистической С., а также идея прямой и обратной (положительной и отрицательной) С
http://www.onlinedics.ru/slovar/fil/s/svjaz.html