Честно говоря, проглядев кучу веток, решила разместить эти материалы все же здесь, наверно, из-за того, что товарисч - психиатр...
Джордж Вэйлант -
профессор Гарварда, психиатор, руководитель Гарвардского центра изучения развития. Его знаменитыми (только не у нас) трудами являются: "Защитные механизмы Эго", 1992, "Адаптация к жизни" 1995, "Мудрость Эго" 1995.То, что последует ниже представляет из себя отрывок из последней книги Д.Вэйланта:"Духовная Эволюция: Как мы связаны Верой, Надеждой и Любовью".
http://yablor.ru/blogs/djordj-veylant-d ... iya/678035ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ. Подобно тому, как призма разделяет свет на спектр отдельных цветов, так эта книга разделяет духовность на широкий спектр положительных эмоций. Обращаясь к положительным эмоциям, я намереваюсь сделать для духовности то, что наука питания сделала с противоречивыми диетами. Подобно тому, как наука питания определяет витамины и четыре основные пищевые группы, делающие людей приверженцами определенных этнических диет, так и нейронаука, культурная антропология и этология определяют любовь, выстраивание сообществ и положительные эмоции, лежащие в основе мировых религий.
Сейчас я приведу реальную историю, которую мне рассказал Джек Корнфилд, клинический психолог.Путешествуя на поезде из Вашингтона в Филадельфию, он оказался в одном купе с начальником реабилитационной программы для несовершеннолетних преступников, в том числе и совершивших убийства.
"Один 14-летний парень, проходивший программу, выстрелом из ружья убил ни в чем не повинного подростка, просто для самоутверждения. Все судебное разбирательство мать погибшего бесстрастно и молча сидела, пока подростка обвиняли в совершенном преступлении. После объявления приговора, она медленно встала, посмотрела прямо на него и прорычала:
"Я тебя убью!"
Молодого убийцу на несколько лет забрали в исправительное учреждение.
Через полгода мать убитого ребенка приехала навестить убийцу. До совершения преступления он жил на улице, и она была единственным его посетителем за все время. Какое-то время они разговаривали, а уходя она оставила ему мелочь на сигареты. Постепенно она начала посещать его регулярнее, принося еду и маленькие подарки. Ближе к концу его трехлетнего заключения, она спросила его о том, что он собирается делать после освобождения. Он - смутился и не мог сказать ничего определенного, поэтому она пообещала помочь ему устроиться на работу в компанию ее друга. Затем она стала беспокоиться о том, где он будет жить, так как у него не было семьи, в которую он мог бы вернуться. Пообещав ему пустующую комнату в своем доме. Восемь месяцев он жил у нее - питался и ходил на работу. В один из вечеров она пригласила его в зал для разговора. Она усадила его напротив себя и молчала. А потом, начала:
"Ты помнишь, как в зале суда я сказала о том, что убью тебя?"
"Да, помню" - ответил он."Я никогда не забывал этот момент".
"Так я это сделаю", - продолжила она. "Я не хочу, чтобы человек безпричинно убивший моего сына - жил. Я хочу чтобы он умер. Именно поэтому я стала посещать тебя и приносить вещи. Именно поэтому я устроила тебя на работу и позволила жить в моем доме. Таким образом я изменяла тебя. И тот, старый мальчик - ушел. А теперь я спрашиваю тебя, так как и мой сын ушел и его убийца ушел. У меня есть комната, и я готова принять тебя, если ты позволишь".
Она стала ему матерью, которой у него никогда не было.
Ее сострадание! Ее прощение! Откуда они исходят? Мы все можем понять ее первоначальное рычание в зале суда:"Я - тебя убью!". И потом, уже в ее доме, когда она напомнила о своем обещании, я испугался за то, что может произойти в следующий момент. Но потом я был удивлен. Для индуиста или христианина, буддиста или иудея, этот момент был бы настоящим прорывом, но в этой истории нет ни малейшего намека на "религию". И что же тогда произошло? Необусловленная любовь победила как гены "эгоизма" Дарвина, так и чистый разум Канта. Вмешалась трансформирующая сила положительной эмоции.
Положительные эмоции - не только сострадание, прощение, любовь и надежда, а также и радость, вера, благоговение и признательность - возникают из нашей врожденной способности млекопитающих к необусловленной родительской любви. Они исходят из наших чувств, лимбического мозга млекопитающих, а поэтому укоренены в нашем эволюционном наследии. Все человеческие существа привязаны к положительным эмоциям. Они - общее основание всех вер и религий, всех нас.
Таким образом, в некоторых отношениях, это - революционная книга. Я буду обосновывать то, что положительные эмоции - не просто хорошо иметь; они - неотъемлимая часть выживания Homo Sapiens, как вида...
С началом двадцать первого века, многие люди - особенно в англоязычном мире - стали искать некое общее духовное основание. С одной стороны - рост образованности и нетерпимости к патриархальным догмам стал вызывать эрозию у многих участников общепринятых религий. С другой стороны - этот сдвиг в сторону секуляризма, в равной степени стал приводит к росту фундаменталистских религий, изолирующих своих сторонников от всего остального мира. В результате, у современного общества нет общепринятого взгляда на человеческую природу. Выработка своего рода консенсуса в отношении человеческой природы является крайне важной, по мере того, как мир превращается в одну маленькую планету. Этот консенсус должен включать в себя гораздо больше в отношении человеческой природы, чем набор "эгоистичных" генов.